

Сложилось так, что нынешнее поколение черняховцев знает этот завод как … поставщика тепла. Действительно, от котельной Черняховского авторемзавода до недавнего времени отапливалось множество многоквартирных домов. Но совсем недавно все эти дома были подключены к газовой котельной. Однако это совсем не значит, что завод прекратил свое существование, ведь поставка тепла это лишь побочный вид деятельности предприятия. На самом деле завод не только живет, но и продолжает активно развиваться. И вот об этом мы и расскажем ниже.
Но для начала вернемся на шесть десятков лет назад. Где-то в конце сороковых, начале пятидесятых годов прошлого столетия, когда бывший немецкий город Инстербург, уже носивший к тому времени гордое имя Черняховск, был заселен советскими людьми – выходцами из средней полосы России, на его западной окраине (на улице Портовой) были организованы межрайонные автомастерские. Расположены они были в бывших конюшнях поместья Альтхоф. А уже в 1956 году мастерские были реорганизованы, и им был присвоен статус завода. Так в Черняховске появился авторемонтный завод, более известный сегодня как ЧАРЗ. В те далекие советские времена завод, оправдывая свое название «авторемонтный», занимался исключительно капитальным ремонтом грузовых автомобилей ГАЗ и их агрегатов. Кстати, тогда ЧАРЗ был подведомственен Министерству сельского хозяйства, а не промышленности. Хотя последнее ведомство, на наш сегодняшний взгляд, было бы более подходящим. Но это взгляд современного человека. Тогда, во времена плановой экономики, все было по-другому. Ну да ладно, разговор ведь сегодня не об этом.
К концу 50-х годов прошлого столетия на заводе стали осваивать производство чугунного литья и чугунных задвижек для систем водоснабжения и теплоснабжения. И вплоть до перестройки завод занимался именно этими видами деятельности – капитально ремонтировал автомобили, лил чугун и производил изделия из него. Для литья чугуна на заводе имелись настоящие коксовые печи, к слову, исправно работающие и сегодня.
Но закончилась перестройка, страна перешла на так называемые «рыночные рельсы». Все мы прекрасно помним о том, какие серьезные предприятия работали до начала 90-х в нашем городе – производства перерабатывающей промышленности – молокозавод, хлебозавод, маслозавод, сырзавод, кондитерская фабрика. Работали и градообразующие предприятия, такие как Техмаш, ЧМЗ, ДОК… Где сегодня все они? Канули в Лету. Какие-то из них не были готовы к рыночной конкуренции, какие-то, в частности, Техмаш, были распроданы по дешевке. А вот что касается Черняховского авторемзавода, то он выжил. Более того, ни один из его цехов не был потерян. И за это огромная благодарность тогдашним его руководителям.
И тут стоит отметить, что Черняховский авторемонтный завод никогда не был градообразующим предприятием. В самые лучшие времена на нем работало порядка четырехсот человек. Сегодня, как вы понимаете, говорить о «лучших временах» не приходится. Но, тем не менее, на ЧАРЗе сегодня организовано двести рабочих мест.
Двенадцать лет назад ЧАРЗ капитально отремонтировал последний автомобиль ГАЗ. На этом свою деятельность по ремонту автотехники он завершил. Таким образом, упоминание о том, что предприятие авторемонтное, осталось только в его названии. Однако это вовсе не означает, что ЧАРЗ сворачивает работу. Нет, и еще раз нет. Сегодня на заводе расширен ассортимент изготавливаемых изделий. Помимо чугунной трубопроводной запорной арматуры (объем литья которой увеличился в разы), на заводе производят четыре размерные группы чугунных осадочных фильтров и обратных затворов, чугунные люки для смотровых колодцев (кстати, люки выпускают с разнообразной символикой – к чемпионату мира по футболу, с российским гербом, розой ветров), дождеприемники и ливневые решетки из чугуна, несколько моделей бетонорастворосмесителей, запчасти для сельскохозяйственной техники, контейнеры для бытовых отходов и многое другое.
Справедливости ради стоит отметить, что цеха авторемонтного завода трудно назвать суперсовременными. Они так и остались советскими – с высоченными потолками, закопченными стенами, кран-балками… И запах! Запах в цехах поистине пролетарский. В них пахнет расплавленным металлом, маслом, какой-то специальной эмульсией и еще чем-то очень настоящим…
Все рабочие, которых мы увидели в тот день, очень сосредоточены, каждый занят своим делом. Вот мужчина солидных лет «колдует» рядом с коксовой печью, в которой плавится чугун. Печи эти на заводе называют «вагранками» (наверное, это их правильное название). Через несколько минут расплавленный чугун переливают в специальную емкость. И вот это зрелище завораживает настолько, что мы с оператором, снимающим волшебное действо на камеру, еле-еле успеваем отскочить подальше – искры от расплавленного чугуна рассыпаются как звезды и норовят залететь под воротник. Затем перелитый в емкость чугун распределяют по специальным формам, которые потом должны в течение суток остывать. А уже на следующий день из форм выбьют почти готовые изделия и отправят их на другие линии принимать «товарный вид».
Каждое производство интересно по-своему. Можно часами наблюдать за тем, как из-под рук мастера выходит что-то очень красивое и полезное. Но вот что касается литья металла – это вообще отдельная история. В печь закидываются какие-то невразумительные серо-грязные куски железяк, которые превращаются… в золотую реку! Волшебство! И на нашем авторемонтном заводе творят это волшебство не феи, а обычные черняховцы, правда, очень с виду суровые. Но как не стать суровым при такой опасной, ответственной и тяжелой работе? Кстати, в цехах мы заметили всего одну представительницу прекрасного пола – очень симпатичную девушку в рабочей робе, которая что-то фиксировала прибором, похожим на пистолет. Зато на заводе очень много молодых ребят. Каждый из них сосредоточенно и очень профессионально (во всяком случае, на наш взгляд) выполняет свои операции. Я поинтересовалась у директора завода, кто обучает рабочих мастерству, ведь институт ПТУ, готовящих рабочих различных специальностей, к сожалению, канул в Лету. И вот что удивительно, молодежь обучают на производстве старые мастера, работавшие на заводе еще до перестройки. Из «старой гвардии» на заводе и главный инженер, работающий на ЧАРЗе более 30 лет, и главный технолог. Вообще же средний возраст работников предприятия 40-45 лет, а инженерно-технических работников и того выше.
На заводе сильны традиции, заложенные еще во времена Советского Союза. Да и продукция, которую он начал выпускать в те далекие годы все еще пользуется большим спросом, как в нашем регионе, так и на территории большой России. Однако ЧАРЗ не стоит на месте – он шагает в ногу со временем. Так, к примеру, в марте нынешнего года в одном из цехов предприятия были установлены новые индукционные печи для литья чугуна (впрочем, не только чугуна, но и других металлов). И уже сегодня там организован и в тестовом режиме начал работать совершенно новый участок архитектурно-художественного литья. Как видно из названия нового подразделения, занимается он изготовлением малых архитектурных форм из чугуна для скверов, парков, мостов и вообще всего городского пространства. А это и урны, и парковые решетки, и фонарные опоры, и скамейки, и столики, и многое, многое другое.
Помимо индукционных печей, производительность которых 200 килограммов чугуна в час, приобретен и современнейший 3Dстанок, на котором из МДФ изготавливают абсолютно любые формы для литья. Мы лично наблюдали как работает этот чудо-станок. Изделия, выходящие из-под его фрезы, поражают воображение! Как рассказали нам в тот день специалисты, с его помощью может быть изготовлена абсолютно любая, даже самая затейливая форма, которая затем воплотится в металле. Помню в детстве, в доме моих родителей было несколько чугунных статуэток из уральского города Касли – балерина и Дон Кихот. Несмотря на суровость металла, из которого эти произведения искусства изготовлены, они были весьма воздушны и (если можно употребить это слово относительно чугуна) ажурны. Помню, у Дон Кихота можно было даже вытащить тонюсенькую шпагу из ножен. Оказывается, на нашем авторемонтном заводе с помощью нового оборудования тоже можно сделать такие вот замечательные статуэтки. Однако изучив рынок, ЧАРЗовские специалисты-маркетологи пришли к выводу, что малые архитектурные формы вполне можно пускать на поток, так как спрос на них велик. Помимо этого на новом участке намерены изготавливать продукцию и по индивидуальным заказам, и даже по эскизам частных заказчиков. А что касается цены на эти замечательные изделия, то, как нас заверили, она весьма приемлема.
Вот так живет и работает в Черняховске старый добрый ЧАРЗ, раскинувшийся на девяти гектарах земли западной окраины города, возрождающий старые традиции по художественному литью из чугуна парковой архитектуры.