gototop
Баннер

gototop
voenprok 39388Под коррупцией в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЭ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Кроме того, коррупцией признается совершение указанных деяний от имени и в интересах юридического лица.
К коррупционным преступлениям, совершаемым военнослужащими, следует в первую очередь отнести некоторые преступления, которые по своей сути являются должностными преступлениями против военной службы (воинские должностные преступления).
Преступления воинских должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения, представляют большую общественную опасность для воинского правопорядка, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, наносят ущерб интересам обеспечения боевой готовности войск, дискредитируют военную службу, офицерский корпус, в целом государственную власть.
Глава 33 УК РФ не содержит специальных норм о воинских должностных преступлениях, однако соответствующие статьи главы 30 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность должностных лиц за совершение преступлений коррупционного характера, а именно злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и получение взятки (статья 290 УК РФ) на общих основаниях, подлежат применению и к воинским должностным лицам.
К воинским должностным лицам относятся также военнослужащие, которые, не имея подчиненных, являются представителями власти (см. примечания к статье 285 УК РФ, статье 318 УК РФ) либо постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением определенных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, начальник склада, заведующий делопроизводством штаба воинской части и др.).
Организационно-распорядительные функции также могут осуществлять лица, не являющиеся начальниками по занимаемой должности или воинскому званию, а наделенные таким правом в силу требований УВС ВС РФ или распоряжения правомочного должностного лица. В частности, дежурному по контрольно-пропускному пункту подчиняются помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, а в подчинении дежурного по роте находятся дневальные по роте.
Статья 285 УК РФ определяет злоупотребление должностными полномочиями как «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Злоупотребления должностными полномочиями со стороны воинских должностных лиц могут состоять в отрыве личного состава от боевой подготовки для выполнения хозяйственных задач на гражданских объектах, использовании боевой техники или транспортных средств не по назначению, расходовании не по назначению денежных средств, выделенных для выплаты личному составу или для удовлетворения насущных потребностей боевой подготовки, не предоставлении подчиненным предусмотренных законом видов довольствия или лишении их иных прав, незаконном использовании воинских перевозочных документов и т. п. Подобные действия должны совершаться из корыстной или иной личной заинтересованности.
Во всех подобных случаях деяния воинских должностных лиц причиняют реальный ущерб интересам обеспечения постоянной боевой готовности войск, грубо нарушают права и законные интересы военнослужащих. Нередко злоупотребления должностными полномочиями сопровождаются противоправным обращением в свою пользу материальных ценностей. Поэтому если в действиях виновного помимо преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, имеются признаки хищения, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьей 160 УК РФ «Присвоение и растрата».
В части 3 статьи 285 УК РФ говорится о злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия. Применительно к воинским должностным лицам такими последствиями могут быть срыв выполнения важных задач по обеспечению безопасности государства(например, во время несения боевого дежурства или боевой службы), человеческие жертвы (например, при незаконном использовании боевой техники), крупный материальный ущерб и т. п.
Уголовная ответственность военнослужащих за иные коррупционные преступления (кроме статьи 285 УК РФ) каких-либо особенностей не имеет и наступает по основаниям, аналогичным для гражданских лиц.
Ключевым моментом в совершении коррупционных преступлений военнослужащими являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанные с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий.
С.Б.Орлов,
помощник военного прокурора
73 военной прокуратуры гарнизона
лейтенант юстиции



Ваша реклама