gototop
Баннер
gototop
PHOTO-2019-06-14-14-09-41 5f1e7О работе военной прокуратуры Гусевского гарнизона в сфере обеспечения прав граждан с нашим корреспондентом побеседовал военный прокурор Гусевского гарнизона полковник юстиции Павел Александрович Конашенко.

- Павел Александрович, расскажите, какие задачи выполняет военная прокуратура Гусевского гарнизона?

- Мы осуществляем надзор за соблюдением должностными лицами воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Гусевского, Черняховского, Советского, Гвардейского городских округов, Полесского, Правдинского, Краснознаменского, Неманского, Озерского, Нестеровского районов Калининградской области, требований федерального законодательства, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан.

- С какими нарушениями трудовых прав граждан в основном сталкивается военная прокуратура Гусевского гарнизона?

- В основном военной прокуратурой гарнизона в 2019 году выявлялись нарушения прав работников поднадзорных организаций на оплату труда. В частности на дополнительные компенсационные выплаты.

К примеру, в филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Балтийскому флоту в 2018 году 12 кочегаров прошли обязательный периодический медицинский осмотр за счет личных средств, что им компенсировано не было.

В связи с выявленными нарушениями закона военной прокуратурой в суд направлены исковые заявления в защиту прав работников, которые удовлетворены, вся задолженность выплачена.

В одном из военных комиссариатов 3 сторожам за переработанные ими сверх нормы часы соответствующие выплаты не производились. По требованию военного прокурора указанные выплаты были произведены. В среднем каждый сторож получил доплату в размере 10 тыс. руб.

В 2019 году военной прокуратурой Гусевского гарнизона пресечен факт незаконного наложения дисциплинарного взыскания на одного из работников военного комиссариата.

Так, приказом военного комиссара к подчиненному работнику (сторожу) применено дисциплинарное взыскание в виде «выговора» за совершение им действий, не являющихся нарушением должностных обязанностей.

Решением суда по иску прокурора приказ военного комиссара в части применения дисциплинарного взыскания работнику признан незаконным.

- Павел Александрович, это разовые факты нарушения прав граждан. А приходилось ли военной прокуратуре гарнизона защищать права широкого круга лиц?

- Вообще массовые нарушения прав граждан не характерны для нашего гарнизона. Хотя военной прокуратурой Гусевского гарнизона в 2019 году наработана практика защиты прав неопределенного круга лиц.

В связи с тем, что на военные комиссариаты в том числе возложены функции по обеспечению лиц, уволенных с военной службы, льготами и социальными гарантиями, их посещает люди из числа инвалидов и маломобильных групп населения.

Проведенными во всех поднадзорных военных комиссариатах проверками установлено, что пандусы или другие средства для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военкоматов отсутствуют, также как оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения.

Нами в суды направлены исковые заявления о понуждении Министерства обороны Российской Федерации дооборудовать здания военкоматов. Один иск уже удовлетворен, остальные в производстве судов.

Также военной прокуратурой гарнизона выявлены нарушения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном доме Минобороны России, расположенном в пос. Третьяково Краснознаменского р-на.

В ходе обследования указанного дома установлено, что фундамент дома находится в недопустимом состоянии, его несущая способность и эксплуатационные характеристики снижены, необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций. Требуется частичный ремонт мягкого покрытия кровли, козырьков над входами в подъезды, вентиляционных стояков, бетонной отмостки, канализационных труб.

В связи с изложенным, военной прокуратурой гарнизона в суд направлено исковое заявление с требованием обязать Министерство обороны Российской Федерации провести капитальный ремонт данного многоквартирного жилого дома.

- А имелись ли факты необеспечения военнослужащих положенными льготами?

- В военную прокуратуру гарнизона регулярно поступают обращения военнослужащих по вопросам недостаточного обеспечения их денежным довольствием, особенно произведения им дополнительных выплат за участие в мероприятиях, проводимых вне пунктов постоянной дислокации воинских частей.

Таких обращений за 5 месяцев 2019 года в военную прокуратуру гарнизона поступило более 60, все из которых удовлетворены.

В целях восстановления нарушенных прав военнослужащих по обеспечению их денежным довольствием (дополнительными выплатами) в 2019 году в суды направлено 22 исковых заявления, 16 из которых в настоящее время удовлетворены.

- Имеются ли в Вашей практике какие-либо особенно интересные случаи восстановления нарушенных прав граждан?

В целом, весь спектр проблем в гарнизоне определен, и он не претерпевает существенных изменений.

Хотя… по обращению военнослужащего одной из воинских частей было установлено, что несмотря на его прохождение военной службы по контракту с 2017 года, ему не оформлялся военный билет. При этом такое решение было принято военкоматом, поскольку он не проходил военную службу по призыву в возрасте с 18 до 27 лет при отсутствии на то законных оснований. В соответствии с ведомственными правовыми актами Минобороны России такой категории лиц военный билет не выдается, а предоставляется справка о том, что он военную службу по призыву не проходил. При этом с другой стороны данному лицу законом не запрещено поступить на военную службу по контракту, что им и было сделано.

В результате получилась парадоксальная ситуация при которой действующий военнослужащий не имеет военного билета.

По результата проверки военная прокуратура пришла к выводу, что отсутствие военного билета у военнослужащего не позволяет ему в полном объеме реализовать свои права и социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Посредством прокурорского реагирования военнослужащему оформлен и выдан военный билет.

- Павел Александрович, большое спасибо за беседу. Напоследок, не хотели бы Вы обратиться к гражданам?

- Уважаемые граждане, не бойтесь отстаивать ваши права, смело заявляйте о нарушениях, пишите либо приходите к нам на прием. В случае нарушения Ваших прав и законных интересов со стороны воинских должностных лиц либо совершения преступлений Вы можете обращаться в военную прокуратуру Гусевского гарнизона по адресу: г. Черняховск, ул. Советская, д. 3, тел. 8-40141-3-25-05, 3-28-98.

gototop
8871339b44bd5f4d9b1226d8ef6cd9ce 2d54bВ 73 военную прокуратуру гарнизона обратился военнослужащий Балтийского флота с вопросом существует ли возможность зачисления периода нахождения военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком в выслугу лет для назначения пенсии в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2004 года № 65?



На вопрос отвечает помощник военного прокурора 73 военной прокуратуры старший лейтенант юстиции Станислав Орлов



- Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (далее – Постановление) предусмотрено предоставление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, дислоцированных на постоянной основе на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе. Подпунктом «а» пункта 4 Постановления лицам, перечисленным в пункте 1 Постановления, предусмотрен зачет выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в период прохождения службы отпуска военнослужащим предоставляются в порядке, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Согласно пункту 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Во время отпуска по уходу за ребенком за таким военнослужащим сохраняется место службы и воинская должность. Таким образом, военнослужащему, относящемуся к перечисленным выше категориям лиц, выслуга лет засчитывается в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления.

gototop
8871339b44bd5f4d9b1226d8ef6cd9ce 2d54bКакую ответственность будет нести командир за сокрытие преступления, совершенного в его подразделении?

В зависимости от того, какие действия или бездействие предпринимались для сокрытия, содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 286 или по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

В соответствии с п.п. 15, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями» ответственность по ст. 285 УК РФ наступает за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо наделено соответствующими полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

В отличие от предусмотренной ст. 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействий) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Например, если командир фальсифицирует материалы административного расследования и проверки сообщения о преступлении путем получения от военнослужащих объяснений, искажающих истинные обстоятельства произошедшего, то указанные действия будут квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

Если командир, используя свое служебное положение, не назначает, либо не проводит процессуальную проверку вовсе, ограничившись при этом лишь привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности, с целью приукрасить действительное положение воинской дисциплины и состояния преступности в подчиненном ему подразделении, то такие действия будут квалифицированы по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

gototop
8871339b44bd5f4d9b1226d8ef6cd9ce 2d54b- Общая выслуга составляет менее 7 лет. В связи с тем, что я закончил гражданский ВУЗ, Министерство обороны не несло расходы на мое образование. Никаких выплат и льгот при моем увольнении мне не положено. К такому решению меня подтолкнуло состояние здоровья, не приводящее к изменению категории годности, но мешающее нормально служить. В частности, из-за болезни позвоночника, нет возможности сдавать нормативы по физической подготовке, что приводит к снижению премий и ограничению продвижения по службе. Тем не менее, на словах мне советуют дождаться окончания контракта (еще 3 года) и уволиться. Но есть ли смысл для Министерства обороны в продолжении моей службы?



На вопрос военнослужащего отвечает помощник военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона старший лейтенант юстиции С.Б.Орлов.

- Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» под статусом военнослужащих понимается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Конституцией Российской Федерации, а также федеральными конституционными и федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Основания увольнения с военной службы изложены в статье 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон). Согласно пункту 6 статьи 51 Закона, пункту 13 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин. Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта. Реализация волеизъявления военнослужащим к досрочному увольнению с военной службы по этому основанию является правом, а не обязанностью соответствующего командира (начальника).

gototop
8871339b44bd5f4d9b1226d8ef6cd9ce 2d54b- Через две недели заканчивается срок контракта, но в настоящее время нахожусь на стационарном лечении в госпитале. Могут ли меня уволить с военной службы в запас до моего прибытия в воинскую часть из госпиталя?

На вопрос военнослужащего отвечает помощник военного прокурора Гусевского гарнизона лейтенант юстиции Е.А.Иванцов

- В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится на стационарном лечении.

Ваша реклама