gototop
Баннер

gototop
dosudebnoe-uregulirovanie-sporov f610fВ законодательстве о государственной гражданской службе в части регулирования индивидуальных служебных споров (далее – служебный спор) имеется ряд правовых пробелов. Порядок рассмотрения служебных споров определен в главе 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ). В соответствии со статьей 69 и частью 1 статьи 70 Закона № 79-ФЗ под служебным спором признаются не урегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе (далее - заявитель, заинтересованное лицо), разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебном контракте, о которых заявлено в орган по рассмотрению служебных споров: комиссию государственного органа по служебным спорам (далее – комиссия) или в суд. Правовые нормы, регламентирующие работу комиссии, приведены лишь в статье 70 Закона № 79-ФЗ, в гражданском процессуальном законодательстве Российской Федерации не предусмотрены особые правила рассмотрения служебных споров комиссией. На сегодняшний день отсутствует и специальный федеральный закон по данному вопросу, хотя из требований части 11 статьи 70 следует, что порядок рассмотрения служебного спора комиссией, принятия и исполнения решения комиссии устанавливается федеральным законом. Исходя из этого федеральными законами не урегулировано, какие именно решения может принимать комиссия, носят ли они обязательный или рекомендательный характер для исполнения, возможно ли принудительное исполнение решения комиссии. В то же время применительно к комиссии по трудовым спорам эти вопросы однозначно решены в статьях 387–389 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). В главе 16 Закона № 79-ФЗ федеральным государственным органам предоставлено лишь право образовать комиссию. Несмотря на это, нормативные правовые акты, устанавливающие порядок рассмотрения служебных споров, издаются руководителями многих федеральных государственных органов на основании статьи 5 Закона № 79-ФЗ о регулировании отношений, связанных с гражданской службой, и нормативными правовыми актами государственных органов. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28 января 2019 г. № 62 утверждено Положение о порядке образования и деятельности комиссий органов прокуратуры Российской Федерации по индивидуальным служебным спорам, в пунктах 4.6–4.10 которого определено, что: комиссией принимается одно из решений – отказать в удовлетворении заявленных требований или обратиться к представителю нанимателя для устранения выявленных нарушений; член комиссии, не согласный с решением, имеет право в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу заседания комиссии; копия решения комиссии направляется (вручается) в течение трех дней со дня его принятия заявителю или уполномоченному им представителю, представителю нанимателя и иным заинтересованным лицам (по решению комиссии); решение комиссии может быть обжаловано в суде любой из сторон служебного спора в десятидневный срок со дня вручения копии решения; для исполнения решения комиссии устанавливается трехдневный срок по истечении десяти дней, отведенных на обжалование. Эти нормы аналогичны закрепленным в статьях 388 и 389 ТК РФ, однако в отличие от них не предусматривают принятие мер по принудительному исполнению решения комиссии, если оно не будет реализовано. Хотя, очевидно, восполнение пробелов в федеральном законодательстве не входит в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации. Также остался незатронутым вопрос: если решение комиссии для сторон спора обязательно для исполнения, то какие меры ответственности могут быть применены к представителю нанимателя и гражданскому служащему при его неисполнении. На наш взгляд, необходимо определить меры дисциплинарной ответственности для субъектов служебного спора за неисполнение решения комиссии. Статьей 73 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Соответственно, логично предположить, что в таких случаях надо применять нормы, закрепленные в главе 60 ТК РФ. По этому вопросу заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия Калинин И.Б. еще в 2011 году предлагал часть 2 статьи 70 Закона № 79-ФЗ изложить в следующей редакции: «Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется трудовым законодательством Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации». В то же время автор указал на невозможность применения норм трудового права к рассматриваемым правоотношениям по аналогии или субсидиарно из-за того, что законодательство о государственной гражданской службе является специальным по отношению к трудовому. В статье Калининым И.Б. не высказывается предложений об изменении редакции части 11 статьи 70 Закона № 79-ФЗ, содержащей нормы о том, что порядок рассмотрения служебного спора, принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом, соответственно, предложенная им редакция части 2 статьи 70 Закона № 79-ФЗ будет противоречить части 11 этой статьи. Исходя из изложенного субсидиарное применение положений главы 60 ТК РФ не может осуществляться в полной мере, поэтому представляется целесообразным внести изменения в статью 70 Закона № 79-ФЗ: часть 11 дополнить частями 11.1–11.4, включив нормы, регулирующие порядок: рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам и принятия решения комиссией по служебным спорам; исполнения решения комиссии по служебным спорам; привлечения к ответственности за неисполнение решения комиссии по служебным спорам. Полагаем возможным эти нормы изложить в следующей редакции: «11. Служебный спор рассматривается комиссией по индивидуальным служебным спорам (далее – комиссия) в присутствии гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе (далее – заявитель, заинтересованное лицо), или их представителя. Рассмотрение служебного спора в отсутствие заявителя или его представителя допускается лишь по письменному заявлению заинтересованного лица. В случае неявки заявителя или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине рассмотрение служебного спора откладывается, а при вторичной неявке – комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает заинтересованного лица права подать заявление о рассмотрении служебного спора повторно в пределах срока, установленного частью 8 настоящей статьи. Комиссия вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, запрашивать необходимые для рассмотрения служебного спора материалы и информацию, которые представляются в комиссию в установленный ею срок. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем комиссии и заверяется печатью комиссии. 11.1. Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствовавших на заседании членов комиссии. В решении комиссии указываются: наименование организации или фамилия, имя, отчество представителя нанимателя, наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность заявителя; даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); результаты голосования. Копии решения комиссии, подписанные председателем комиссии и заверенные печатью комиссии, вручаются заявителю, представителю нанимателя или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения. 11.2. Решение комиссии подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок комиссия выдает удостоверение, являющееся исполнительным документом. Заявитель может обратиться за получением удостоверения в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией. При пропуске указанного срока по уважительным причинам комиссия вправе восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если заявитель или представитель нанимателя обратился в установленный срок с заявлением по рассмотренному комиссией вопросу в суд. На основании удостоверения, выданного комиссией и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке. Пропуск заявителем установленного трехмесячного срока по уважительным причинам является основанием для восстановления этого срока комиссией. 11.3. Если спор не рассмотрен комиссией в десятидневный срок, заявитель имеет право перенести его рассмотрение в суд. Решение комиссии может быть обжаловано заявителем или представителем нанимателя в суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения комиссии. В предусмотренных законом случаях суд может восстановить пропущенный срок и рассмотреть спор по существу. 11.4. Сторона индивидуального служебного спора, допустившая умышленное неисполнение решения комиссии, привлекается к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.». Таким образом, внесение указанных изменений в Закон № 79-ФЗ создаст надлежащие правовые условия для полного и объективного рассмотрения служебных споров комиссией по существу, а также обеспечит исполнение принятого комиссией решения.
С.Б.Орлов,
помощник военного прокурора
73 военной прокуратуры гарнизона
старший лейтенант юстиции


Ваша реклама