gototop
Баннер

gototop
42355 d41b2024e4351acea942b63c8d98fa5546f6daeb 33ecdСогласно ст.2 Конституции РФ, защита прав и свобод человека - это обязанность Российской Федерации. Конституция содержит принципы, основополагающие начала правозащитного процесса, участие в котором принимают все правозащитные органы.

Прокуратура Российской Федерации играет особую правозащитную роль, так как ее органы обладают относительной автономностью функциональных ветвей государственной власти и достаточной разветвленностью, обеспечивающей практически повсеместный доступ
к ним населения. Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» закреплены нормы, подтверждающие правозащитный характер деятельности органов прокуратуры. Кроме того, прокуратура обладает полномочиями по осуществлению защиты прав и свобод человека
и гражданина, как в надзорном, так и в ненадзорном видах деятельности.

Современное конституционное строительство в Российской Федерации характеризуется многообразием отношений между обществом и государством. Провозглашенные Конституцией Российской Федерации, защищенные и гарантируемые ею принципы организации
и функционирования государства способствуют определению места и роли человека и гражданина в системе развивающихся общественных отношений.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать
и охранять права граждан трансформируется в непосредственную обязанность государственных органов и должностных лиц. Это в свою очередь обусловливает дальнейшее становление и развитие конституционной системы защиты прав и свобод человека.

Прокуратура Российской Федерации является органом, осуществляющим правозащитную деятельность. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим ее деятельность, является ранее упоминавшийся Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно положениям, содержащимся в разделе III Закона
«О прокуратуре Российской Федерации» в настоящее время российская прокуратура:

1. Надзирает за тем, чтобы федеральные министерства, службы, агентства и иные федеральными органами исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций в ходе своей деятельности не нарушали закон, соблюдали права человека, издавали нормативные акты, которые не противоречат российскому законодательству.

2. Осуществляет надзор за законностью в деятельности органов дознания, предварительного следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

3. Осуществляет надзор за законностью действий судебных приставов.

4. Контролирует исполнение предписаний законам администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

При осуществлении надзора прокуратуру не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся
на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором» - закреплено
в п.2 ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ».

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина - это важнейшее направление деятельности прокуратуры. Предмет надзора характеризует совокупность полномочий прокурора, которые не входят в состав другой отрасли прокурорского надзора.

Целью данного направления деятельность является соблюдение всеми органами власти прав и свобод человека и гражданина, достижение такого положение, при котором граждане будут уверены в том, что их прав и законные интересы находятся под защитой государства. При этом граждане должны осознавать, что в случае нарушения, закрепленных
в Конституции прав и свобод они могут обратиться за помощью
в компетентные государственные органы, в числе которых находится
и прокуратура.

Защита прокуратурой прав и свобод человека и гражданина реализуется так же при осуществлении деятельности, связанной
с рассмотрением и разрешением заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Её регулируют ст.ст. 10 и 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», процессуальное законодательство, а также приказы Генерального прокурора Российской Федерации. Статистика последних лет показывает, что число обращений граждан в органы прокуратуры увеличивается,
что свидетельствует о росте доверия населения к правозащитным структурам и органам.

Осуществляя правозащитную деятельность, прокуратура взаимодействует и сотрудничает с институтами гражданского общества, принимающими активное участие в деятельности, относящейся к защите прав и свобод человека. Это необходимо для более эффективного предотвращения нарушений прав граждан и оказания содействия при восстановлении нарушенных прав.

Укрепление федеративных отношений, активизация деятельности государственных структур в области охраны правопорядка и защиты прав и свобод человека позитивно влияют на сложившуюся в последние годы
в правозащитной деятельности государства ситуацию. Реализуя конституционные принципы защиты прав и свобод человека, органы прокуратуры не только восстанавливают нарушенные права,
но и гарантируют человеку и гражданину защиту от посягательств на его права и свободы.

Помощник военного прокурора

73 военной прокуратуры гарнизона

лейтенант юстиции Д.А. Нижебецкий

Ваша реклама