gototop
Баннер
gototop
Tren caf97В первые выходные ноября в Черняховске прошел ряд мероприятий, приуроченных к традиционной всероссийской культурно-образовательной акции «Ночь искусств».

Об этих мероприятиях писали обе городских газеты – и муниципальный «Полюс», и, конечно же, мы.

Однако одно событие тех выходных осталось за рамками повествования. Почему о нем не упомянули муниципальные коллеги, гадать не будем. А вот о том, почему неделю назад мы не рассказали о нем нашим читателям, обязательно поясним.

Итак, вечером в воскресенье, 4 ноября, в зале молодежных коммуникаций Городского театра состоялась премьера документального фильма «Юбилей». «Ну, вот что тут может быть интересного?», - спросит неосведомленный читатель. А вот и нет – интересно было все! Но обо всем по порядку…

Итак, за несколько недель до события в редакцию заглянул автор, режиссер и оператор документального фильма «Юбилей» - наш земляк, преподаватель, художник, фотограф и кинематографист Сергей Трень. Сергей Алимович забежал к нам на минутку, чтобы пригласить на просмотр фильма. Причем, хитро улыбаясь, он заметил: «Приходите! Будет интересно и даже в некоторой степени провокационно». Вот последним словом он нас и заинтриговал. И если сначала у меня были какие-то сомнения, стоит ли тратить вечер законного выходного дня на Городской театр, то после слов «будет провокационно» сомнения мгновенно улетучились. А зная Сергея (буду называть его просто по имени, потому как приятельствуем мы с ним много лет), просто так слова на ветер бросать он не будет. В общем, воскресенье, 4 ноября, пять часов вечера. В зале молодежных коммуникаций все места заняты зрителями. Среди них много знакомых лиц – молодых и не очень. Несколько рядов заняты военнослужащими одного из воинских подразделений. С какой целью солдатиков привели на показ, мне до сих пор не ясно. Просто культурный досуг и приобщение к миру кино? Наверное… Ну да ладно. Пришли и пришли.

Непосредственно перед показом – выступление руководителя самого культурного управления местной администрации Влады Смирновой, более известной в народе под титулом «фея замка Инстербург». Влада Геннадьевна сообщила зрителям, что сейчас они увидят фильм «Юбилей», посвященный народному коллективу им. В.М.Иванова «Россияна». Речь у Влады Геннадьевны, несмотря на монотонность, получилась проникновенной и даже несколько воздушной. После нее зрители приготовились к просмотру «лубочного» фильма-открытки о многолетней деятельности ансамбля, о его достижениях и успехах, о всенародной любви к его творчеству… Но!

Практически с первых кадров фильма зрительские иллюзии рассыпались в прах. Лубка не было, не было и открытки. Фильм был глубоким, завораживающим и… печальным. И несмотря на то, что главным героем его стал, безусловно, ансамбль «Россияна», фильм получился об… уходящей и, к сожалению, невозвратной эпохе. Не буду сегодня его пересказывать, упомяну лишь о последнем кадре фильма, который как нельзя лучше его характеризует. Пустой зал. На сцене открывается занавес, звенящий голос диктора объявляет: «Народный ансамбль песни и танца «Россияна». Занавес открывается, а за ним… пустая темная сцена. В общем, уважаемые читатели, фильм надо смотреть, его надо прочувствовать.

Но вернемся в воскресный день 4 ноября в зал молодежных коммуникаций Городского театра. Просмотр фильма закончен. В зале тишина. У кого-то из зрителей на лицах недоумение, у кого-то – откровенная злость. Но равнодушных не было (если, конечно, не считать солдатиков, которых мало волнует история Черняховска). Тишина сменилась гулом голосов. Люди подходили к автору, чтобы поблагодарить его и пожать руку, а кто-то демонстративно уходил из зала… Часть зрителей осталась для обсуждения увиденного. Для таких на отдельном столике дымился паром чайник, были подготовлены чашки, сушки и прочие атрибуты русского чаепития. Я на обсуждение за чашкой чая не осталась. Очень хотелось подумать в тишине, чтобы осмыслить увиденное.

Ровно через неделю после просмотра я позвонила Сергею Трень, чтобы договориться о встрече. Интервью с автором фильма у меня не получилось – мы просто беседовали о культуре, о городе, о процессах, происходящих в нашем обществе. А вот что из этой беседы получилось, читайте ниже.

О фильме

- Как возникла идея фильма?

- Год назад мне позвонила директор Центра культуры и досуга Валентина Петровна Кикор. Сказала, мол, у нее есть желание к юбилею самого известного в Черняховске ансамбля снять фильм. Если честно, то согласился я не сразу. Ну, во-первых, жанр, в котором работает «Россияна», мне не близок. Несмотря на то, что родился я в Черняховске, впитал в себя мировую культуру. Если музеи, то Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей. Если фольклор, то настоящий. А «Россияна» работает в стиле некоего советского фольклора. В ее творчестве в большой степени присутствует эстрадный компонент. И это немного не мое. Хотя все, что делает этот ансамбль – прекрасно и даже великолепно. За каждой композицией адский труд людей, их жизни, их здоровье. И за все это им низкий поклон.

- Но ведь ты все-таки согласился снять фильм...

- Конечно. Только не подумай, что в данном случае роль сыграла финансовая сторона вопроса. За фильм мне не платили, да и не обещали заплатить. Мне интересно снимать людей. Хотя, если честно, я сначала никак не мог понять, что снимать, как снимать, о чем снимать. Нет, конечно, можно было снять открытку, рекламный сюжетец, чтобы зритель на второй минуте фильма понял, чем он закончится. Но нет. Нельзя. Фильма-открытки мне не хотелось. В общем, начал снимать. Длился этот процесс более полутора месяцев. И чем больше я снимал (а отснято более четырнадцати часов), тем все больше и больше убеждался в том, что с ансамблем происходит что-то невозвратное. И с этим «невозвратным» мне помог разобраться Валерий Приходько – нынешний руководитель коллектива и его хормейстер…

- Кстати, многие посмотревшие фильм считают, что главным его героем стал именно Валерий Петрович. Мне, честно говоря, тоже так показалось, ведь практически весь фильм построен на его рассказе, его размышлениях. Именно он – центральная фигура фильма.

- Ну, а как ты хотела? Валера четыре десятка лет своей жизни отдал «Россияне». Он каждый день там. А если не там, то думает «про там». И именно он – живая сущность этого коллектива. А уйдет он, останется ли «Россияна»? Ведь, если заметила, он в фильме четко говорит: «Никому не надо то, что наработано нами годами. Некому все это передать». А ведь то, что сделано первым руководителем «Россияны» Василием Михайловичем Ивановым, нынешним руководителем Валерием Приходько – это огромный многолетний труд, длиною в полвека.

Уходящая натура

- А почему некому-то?

- На этот вопрос Валерий Приходько в фильме тоже отвечает. Потому что зарплата копеечная, потому что нагрузки безумные, потому что, в конце концов, специалистов перестали выпускать училища, да и сами эти училища закрылись. Вот и все! А вообще тема эта очень серьезная и тяжелая. Ведь что мы сегодня наблюдаем? Ровно то, что одна из ветвей нашей культуры попросту уничтожается. Я говорю о культуре, вышедшей из 60-70-х годов прошлого столетия. А ведь «Россияна» тоже принадлежит именно этой ветви. Я больше скажу, таких коллективов по России – раз-два и обчелся.

- Ты, вероятно, имеешь в виду самодеятельные, а не профессиональные коллективы?

- Безусловно. Сегодня ведь что получается – нет преемственности. Что объединяло такие коллективы, как наша «Россияна»? Наверное, удивишься, но, в первую очередь, чаепитие. Да-да, именно оно. Вспомни первые кадры фильма. Начинается он с того, что Валера Приходько моет чашки после чаепития. Каждая репетиция «Россияны» начинается с того, что люди собираются за столом, обсуждают свои проблемы, делятся событиями прожитого дня. А уже потом начинаются распевки. И именно такое застолье (в хорошем смысле слова) людей объединяет. Но, как ни крути, все это уже уходящая натура. И это печально.

Подмена ценностей

- Но, возможно, что все связано с тем, что у людей поменялись какие-то ценности?

- Конечно, и это естественно. Но одно дело, когда ценности меняются, а другое – когда они подмениваются. Вот, к примеру, не так давно беседовал я со своим коллегой. И он мне сказал, что люди искусства в XXI веке должны быть способны на решительные действия. И в пример привел художника-акциониста Петра Павленского. Помнишь такого?

- Это тот, который себе рот суровой ниткой зашивал, в кокон из колючей проволоки себя заворачивал, а потом, сидя обнаженным на крыше института психиатрии в Москве, отрезал себе ножом мочку уха?

- Вот-вот, именно он. Акции, конечно, акциями, но скажи мне, пожалуйста, какое отношение все это имеет к искусству? Искусство – это другое. Не буду настаивать на точности формулировки, но Аристотель сказал, что нет ничего более бесполезного, чем искусство. Но, тем не менее, человек не может без искусства – без литературы, живописи, театра, музыки, балета… И именно через искусство человек меняется. Искусство не должно ублажать. Оно должно перерождать. А когда мы видим искусство из серии «чего изволите», то это уже не искусство, а подделка. И это мое твердое убеждение.

О патриотизме

- Слышала, как кто-то после просмотра твоего фильма «Юбилей» недовольно пробурчал, мол, на таких фильмах патриотизм не воспитаешь. По твоему мнению, искусство должно воспитывать патриотизм?

- Давай начнем с самого понятия этого слова. Что такое патриотизм? Это чувство, содержание которого любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Можно ли воспитать чувство? Думаю, что нет. Оно либо есть, либо нет.

- Недавно где-то прочитала информацию, что какая-то там организация «выиграла тендер на оказание услуг по воспитанию патриотизма». Там же была обозначена и стоимость услуги. Вот тебе не кажется, что здесь что-то не так?..

- Да бред полный! А хочешь пример, как возникает в человеке патриотизм? Как-то я снимал серию портретов стариков в Железнодорожном. Со мной поехал мой сын. Пришли мы в дом к одному ветерану. Заходим в комнату, там на кровати лежит старик и смотрит в потолок. Пока я занимался фотокамерами, сын подошел к старику, чтобы помочь надеть мундир с орденами. Понимаем, что дед не сможет встать. Но вдруг он говорит, мол, в мундире нельзя фотографироваться лежа. Тогда сын решил помочь ему сесть. Берет его под руки и понимает, что у деда половины тела… нет! Ног вообще нет! Но он не может в мундире с государственными наградами лежать! Это нельзя! Вот это и есть патриотизм. На моего сына этот дед произвел очень серьезное впечатление. А ты говоришь оказание услуги по воспитанию патриотизма…

Старик и брусчатка

- Сергей, давай вернемся к кино. Я давно тебя знаю. Знаю, что ты художник, фотограф. Знаю даже, что когда-то ты вместе с Димой Кирбаевым снял великолепный фильм «Я знаю, как умирает дом», который затем демонстрировался во многих европейских странах... «Юбилей» - это второй твой фильм?

- Да что ты! Их у меня много. Сколько? Даже и не упомню. Я их не считаю.

- А как все начиналось?

tren 3 6bdef- Началось все с кинокамеры «Красногорск», купленной в конце 1987 года Домом пионеров, в котором я тогда работал руководителем изостудии. Хорошее время было, скажу я тебе. На одном этаже с моей студией был фотокружок, который вел Алексей Сергеевич Безумов. Вот с ним мы и осваивали этот дорогущий агрегат. К тому времени я всерьез был увлечен кинематографом. Но как зритель. Примерно в те же годы мы организовали киноклуб. Кстати, тогда нам очень помогала Альвина Эммануилована Иванова – супруга первого руководителя и основателя «Россияны». Мы первые в области показывали фильмы запрещенного тогда в СССР Кшиштофа Кесьлевского. Но повторю, что увлекся я кинематографом как зритель, а вот о том, что буду снимать кино даже не подозревал. И тут кинокамера попала в руки! Начал осваивать. А это ведь не только ручку крутить. Это и пленка, бывшая в большом дефиците. Соответственно, отснятый материал приходилось проявлять, монтировать, озвучивать. Как-то, идя на работу, обратил внимание на старика, ремонтирующего на улице Ленина булыжную мостовую. Вообще-то я видел его каждый день в течение нескольких лет. Он всегда работал на мостовой. Но в тот день я вдруг понял, что смотрит он на мир снизу вверх. И было в нем что-то завораживающее, в его размеренных движениях, сосредоточенном взгляде. Увидел его и понял – буду снимать кино. Так появилась первая короткометражка «Моя дорога». Огромную помощь в работе над фильмом оказал Владимир Кузьмич Сечкин, с которого и началось создание кино в Черняховске. И именно его голосом говорит старик. Кстати, звали его Аполинарас Казимирович. А вот фамилию не помню. Он очень плохо говорил по-русски, и в основном лексика его было ненормативной. Но справедливости ради стоит отметить, что он не задумывался о смысле этой нецензурщины, просто связка слов…

- И какова дальнейшая судьба фильма?

- Я поступил в Ленинградский институт культуры имени Крупской. Тогда мастерскую набирал известный российский режиссер-документалист Борис Юрьевич Волкович. К нему и попал. Показал свой фильм. А он возьми, да отправь его на Ленинградский кинофестиваль. И вне конкурсной программы фильм получил малую золотую медаль. Вот такая судьба у моего первого кино… Потом были другие ленты, были награды. В прошлом году в калининградской библиотеке имени Снегова проходила ретроспектива моих фильмов.

- Но ведь можно такую же ретроспективу и в Черняховске организовать?

- Конечно. Ищи желающих – легко организуем!

Мы еще долго беседовали с Сергеем на разные темы. И проговорили бы еще дольше, но время приближалось к 10 часам вечера. Пора было расходиться по домам. Несколько дней после этой встречи я думала об обещании Сергея организовать ретроспективу. А ведь, действительно, отличная идея. Может, соберемся, уважаемые читатели, и посмотрим фильмы черняховского режиссера Сергея Трень? Что для этого надо? Да самая малость. Звоните в редакцию (3-47-00), чтобы договориться о времени и месте встречи!

gototop
 MG 0842 e9c8dКвартирник. От этого слова веет сладостно-запретным. Чем-то таким, что неизменно было интересным, и от того непременно привлекательным и в то же время окруженном аурой запрета, грозившей преступившему невидимую черту суровым наказанием. Но это было… Впрочем, давайте вспомним как это было.

Собственно, квартирник – это концерт, но концерт необычный. Он проходит не на большой сцене, а в самой обычной квартире, в самых обычных домашних условиях. Точнее, проходили, сейчас все несколько по-иному. Впрочем, об этом мы еще поговорим.

Как правило, на квартирниках выступало небольшое количество музыкантов с акустическими инструментами. Первые квартирники появились еще во времена хрущевской оттепели и были распространены в стране под названием СССР до конца восьмидесятых годов прошлого столетия. Это была своеобразная отдушина для музыкантов и рок-групп, которые не могли, говоря официальным языком, давать публичные выступления из-за конфликта с культурной политикой Советского Союза. Помню, в середине восьмидесятых на одной из радиостанций шла передача, в которой комсомольская молодежь «разбирала по косточкам» неформалов, рок-группы и отдельных музыкантов. В памяти отложилось: «Есть «Машина времени», - вещал на повышенных тонах один из комсомольцев, обсуждая творчество Юрия Лозы. – А это (песни Лозы) профанация рока». Сегодня такие воспоминания вызывают только улыбку на лице.

Во времена развитого социализма, именуемого в народе застоем, когда партией и страной руководил дорогой Леонид Ильич Брежнев, к квартирникам, на удивление, относились довольно терпимо. Если музыкантов и их поклонников «застукали» на месте квартирного концерта, то дело заканчивалось, как правило, устным выговором. А вот уже при Черненко, а если точнее, то по его инициативе, проведение квартирников приравняли к предпринимательской деятельности. И это уже касалось интересов советского монстра от культуры - монополиста   Госконцерта СССР. Такого безобразия руководство партии и страны допустить не могло, а посему организаторы квартирников вполне могли схлопотать реальный тюремный срок.

В бурные девяностые на сцену могли выйти все, кому не лень. А вот с началом двухтысячных неожиданно для всех квартирники обрели новое дыхание и новую популярность. Только проходить они начали не в квартирах, а… на телестудиях. Например, «Квартирник у Маргулиса»…

К чему это я все вспомнил? А к тому, что подобное музыкальное мероприятие (как-то казенно звучит, вам не кажется?) добралось и до нас. В воскресенье, 11 ноября, в два часа пополудни в зале молодежных коммуникаций Городского театра собрались любители и ценители хорошей, я бы даже сказал, качественной музыки. И собрал ценителей на встречу с прекрасным музыкантом и весьма интересным человеком Александром Тунцевичем руководитель рок-студии Евгений Малков. Кстати, стоит отметить, что зал молодежных коммуникаций в последнее время пользуется весьма широкой популярностью среди черняховских талантов. Выставки, концерты, поэтические встречи, в общем – замечательно, что в нашем любимом городе появилась еще одна площадка для тех, кто живет творчеством, для людей искусства – и тех, кто творит, и тех, кто почитает.

Но вернемся на квартирник. Сразу напрашивается название «Квартирник у Малкова», что вполне логично – ведь штаб-квартира рок-студии, руководит которой Евгений, расположена именно в Городском театре.

 MG 0810 7446cУчитывая, что у мероприятия практически не было никакой рекламы, народу на него собралось прилично. Открою секрет – по словам Евгения Малкова, квартирник организовали буквально за три дня. И почти все полсотни зрительских мест в зале были заняты. Причем в числе гостей были целые семьи с маленькими детьми. И, соответственно, атмосфера была такой, какая бывает в обычной квартире, где собрались люди, объединенные одной страстью – страстью к музыке.

Александр Тунцевич не только играл, но и рассказывал. Рассказывал о музыкальных направлениях, когда и где они зародились, какой стиль из чего вышел. И начал он, что называется, от истоков – регтайма, ставшего прародителем джаза, блюза и прочих направлений в музыке.

Откровенно говоря, я ничего не понимал (ну, кроме исторических фактов) в том, о чем говорил Александр Тунцевич. В ритмах, аккордах и прочих премудростях музыкальной науки я разбираюсь так же, как и в квантовой механике. То есть, никак. Но я умею наслаждаться хорошей музыкой. Когда Александр начинал играть, а моментами и петь, то я испытывал то состояние, к которому стремятся последователи Будды – нирваны. Музыка лилась, заполняя собой все пространство и убаюкивая на своих волнах. За окнами люди куда-то спешили, серое небо уныло заглядывало в зал и, не принимая происходящего, тут же отступало от ярко освещенных окон. Не хотелось о чем-то думать, хотелось просто слушать, слушать, слушать… И мы слушали. Слушали, наслаждались и восхищались! А Александр Тунцевич выкладывался. Выкладывался так, что отпускать его не хотелось. Но, увы, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Финальным аккордом в его выступлении стал выход к микрофону Ивана – маленького сына музыканта. Мальчишка непременно хотел что-то сказать или спеть в микрофон папы. В конечном итоге ему это удалось, за что юный Тунцевич получил свою долю громких аплодисментов.

Концерт завершился, но не будем спешить прощаться с квартирниками, да и с Александром Тунцевичем. Он получил приглашение выступить в Домике Канта, в поселке Веселовка. А Евгений Малков полон решимости дарить черняховским любителям музыки подобные праздники раз в месяц. То есть, квартирники не заканчиваются – следите за анонсами!

gototop
DSC 0021 1c485Как бы это странно ни звучало, но год 2018-й стремительно приближается к своему логическому завершению. До Нового года осталось всего лишь… восемь пятниц! Затем новогодняя ночь – салат оливье, пузырьки в бокале с шампанским, поздравление президента и... А дальше у обычных людей все пойдет своим чередом – трудовые будни, праздники, свадьбы-разводы, рождение детей, у кого-то хорошая высокооплачиваемая работа, у кого-то наоборот. В общем, город и его жители продолжат жизнь по своему плану. А что же год уходящий? Может, пора что-то рассказать о том, что происходило в нашем горячо любимом Черняховске весь этот год? Конечно же, пора…
gototop
aXv24ShGcnU 575afОсень... Волшебное, чарующее время года. Время, когда золото листопада неуловимо сменяется мрачной свинцовостью серых косматых туч, беременных дождем. Не спасет даже зонтик от него – зальет, намочит, промозглая сырость проберет до самых костей. Но знаем, что у природы нет плохой погоды…

И как только это осознание врывается в наши души, мы снова видим за окном буйство красок. А там золотая осень. И зовет она нас прочь от домашнего уюта, туда, где звенит над головой синева сентябрьского лета и в воздухе витает сладостный аромат опавших листьев. И не говорите, что он пахнет затхлой прелостью. Нет, это запах осени. Осень стучит к нам в окна, призывая взглянуть на багрец и золото, в которое она одела природу. Ответим на ее зов и бросим взгляд в окна. Но не в обычные, а в окна, распахнутые для нас фотохудожниками и поэтами нашего любимого города. Причем сделали они это, во-первых, завершающим аккордом Всероссийской ночи искусств, а, во-вторых, в День народного единства. То есть, в воскресенье, 4 ноября, в гостеприимных стенах зала молодежных коммуникаций Городского театра. Это был совместный проект творческих людей, уже упомянутых выше фотохудожников Татьяны Шруб, Оксаны Бутенко, Елены Птички, Валерии Ланцовой, Валентины Поздняковой, автора этих строк – Сергея Недосекина и членов клуба любителей поэзии «Остров Вдохновения», возглавляет который Светлана Бондаренко. Называется этот проект – фото-поэтическая выставка «Осенний эпилог». Почему эпилог? Так ведь осень готовится передать свои права еще одному сказочному времени года – зиме!
gototop
230 610e5Мы продолжаем рассказ о заседании Черняховского окружного совета депутатов, начатый неделю назад. Ранее мы уже рассказали нашим читателям о внесенных по предложению администрации изменениях в местный бюджет, а также о том, как лихо и без излишних формальностей черняховский градоначальник меняет муниципальное имущество.

Сегодня, уважаемые читатели, вас ждут не менее захватывающие темы. Ну, к примеру, о том, как руководители муниципальных бюджетных учреждений умудряются за день на служебном транспорте «намотать» более 1300 километров. Но не будем забегать вперед. Как и водится, обо всем по порядку.
gototop
DSC 0326 e49e9В середине нынешней недели стало известно, что черняховский градоначальник лишается еще одного своего заместителя, носящего порядковый номер «первый».

Так, из достоверных источников стало известно, что Александр Казимирский уже написал заявление об увольнении, и с 1 ноября нынешнего года он уже не будет официально считаться муниципальным служащим – первым заместителем главы администрации.

В Черняховском городском суде на 6 ноября 2018 года назначено заседание по иску прокурора города к администрации Черняховского городского округа о нарушении антикоррупционного законодательства. Третьим лицом выступает – Александр Казимирский.

Ваша реклама