zero 971e8
Баннер
inster 7eb65

DSC 0003 df56bО встрече с Епископом Черняховским и Славским владыкой Николаем мы договорились давно. Однако ей все время что-то мешало. То занятость владыки (что естественно), то какие-то городские события, не дающие уже мне прийти на эту встречу. В общем, история эта тянулась несколько месяцев до тех пор, пока откладывать встречу в долгий ящик стало вообще неприемлемо. И вот во вторник на уходящей неделе она таки состоялась. Мы встретились вечером, когда весь рабочий черняховский люд давно уже поужинав, «прилип» к экранам телевизоров и мониторам компьютеров. Владыка Николай тоже приехал с работы (если можно так выразиться) в свой кабинет, находящийся неподалеку от здания Свято-Михайловского кафедрального собора.

Да-да, уважаемые читатели, я не оговорилась. Именно кафедральный собор, и никак иначе. Новый статус Свято-Михайловская церковь получила после того, как наш город стал центром Черняховской епархии. Почему кафедральный? Это объяснил владыка Николай:
- Все просто. Потому что в храме есть кафедра – специальное возвышение, предназначенное для епископа. С кафедры епископ обращается к народу.
Впрочем, встретились мы с владыкой не для того, чтобы уточнить статус Черняховского храма. Тема нашей встречи была...
И вот тут, уважаемые читатели, сознаюсь в том, что никакой конкретной темы, заранее подготовленных вопросов и, соответственно, ответов на них, не было в помине. Мы просто беседовали. Беседовали о вере, о крещении, о церкви, о священстве, о прихожанах и о многом другом, что, несомненно, будет интересно нашим читателям. Итак ...

О Рождестве

- Владыка, до одного из главнейших православных праздников – Рождества Христова – осталось меньше месяца. К этому празднику, вероятно, нужно как-то особенно готовиться?

- В вашем вопросе уже есть ответ: «...нужно готовиться». Конечно, нужно готовиться, для этого Рождественский пост.

- То есть, ограничения в питании – это и есть подготовка к Рождеству?

- Питание вовсе не самое главное. Гораздо важнее молитва, чтение Священного Писания, участие в богослужениях, Таинства Исповеди и Причащения.
Что такое Церковь?

- А вы можете сказать, что такое Церковь – задает вдруг владыка весьма неожиданный вопрос.
И вот вроде ответить на него легче легкого. Я и ответила:

- Церковь – это храм. То есть, здание...

- И вы не правы. Все, что люди условно называют церковью – здания, колокола, купола, – все это вторично. На самом деле Церковь – это общество верующих во Христа людей, которое возглавляет сам Христос.
Зачем ходить в храм

- Владыка, как вы считаете, в храм непременно надо ходить? Неужели только в храме можно славить Бога? Ведь Бог – Он везде: в душе у каждого, дома... Так в чем же необходимость посещать храм и стоять службу?..

- А зачем люди вообще крестятся? Безусловно, человек крестится для того, чтобы полноценно участвовать в богослужении. Можно, конечно, молиться и дома. Но церковь – это общество единомышленников, и молиться Богу вместе со своими единомышленниками лучше. Христос говорит: «Если двое или трое соберутся во Имя мое, то я среди них». И это естественно. Если ты любишь Бога, как ты можешь выразить любовь к Нему? К примеру, когда двое людей любят друг друга, они хотят быть вместе, не могут вынести разлуки и скучают друг по другу. Так и человек, любящий Бога, хочет быть там, где совершается Таинство единения человека с Богом – Евхаристия. А она совершается именно в храме. Для человека верующего вполне естественно посещать храм. Но если все же его мучает вопрос – ходить в храм, или нет, то возникают сомнения, такой ли православный этот человек? У нас, к сожалению, много крещеных, а православных мало...

- Но мы же свободные люди свободной страны. И сами можем выбирать, где молиться, как веровать, как поститься, и вообще, поститься ли...

- Действительно, у человека есть право выбора и свобода. Но давайте поразмышляем. Вот небольшой пример. Предположим, идет война. Я хочу записаться в добровольцы. Меня никто не заставляет, но я иду в военкомат и делаю то, что считаю необходимым для себя и Родины. Потому что это мое убеждение. Я должен быть там. Но когда я попадаю в армию, могу ли я говорить командиру, что приказ я выполнять не буду, он мне не нравится и вообще, у меня свое мнение, потому что я доброволец? Разве это правильно? Ведь если все добровольцы так начнут действовать, то и армия развалится. Так и в Церкви. Человек добровольно приходит на крещение. Заметьте, его никто не заставляет. Но когда он вступил в Церковь, то он уже реализовал свою свободу выбора, и теперь должен выполнять те установления, которые приняты в том обществе, в которое он вступил. Это относится и к посту, и к богослужению в храме, и вообще ко всему образу жизни верующего человека. К сожалению, многие люди не знакомы с учением Церкви, и они, не задумываясь, при крещении берут на себя обязательства исполнять все, что Церковью установлено. Поэтому перед крещением обязательны беседы о вере и учении Церкви. Чтобы человек не обещал то, о чем не имеет представления.

О крещении


- Кстати, о крещении. А разве можно за крещение брать деньги?

- Конечно, нельзя. Вернемся к примеру с добровольцем. Вы приходите в военкомат записаться в добровольцы, а с вас требуют деньги. Ну, не абсурд ли? Человек вступает в Церковь тоже для того, чтобы служить Богу, как и доброволец в армии служит своей Родине.

- Так что же, крещение должно быть бесплатным?

- Конечно, как и все, что делается в церкви для людей. И, в первую очередь – крещение.
Давайте еще раз разберемся – что же такое крещение? Вот что говорит о крещении Священное писание: «Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа...», «Когда даешь обещание Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни», «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить». Таким образом, крещение – это обещание Богу доброй совести, то есть, своеобразная присяга. А что такое нарушить присягу? Это значит предать. Возможно же исполнить данное Богу обещание только с Божьей помощью, которая дается в первую очередь через таинства Церкви. И крещение нужно только для одного – для полноправного участия в церковном богослужении. Если христианин три воскресения подряд не был на литургии и не причащался без уважительной причины, то по 9 апостольскому правилу он должен быть отлучен. То есть он перестает быть крещеным. Это правило еще никто не отменил и оно должно действовать в любом храме. Так что, приходя к крещению или приводя детей, подумайте хорошо, кем вы хотите быть по отношению к Богу – настоящим христианином или лицемером? Церковь, говоря о великой радости быть христианином - божиим сыном, членом Церкви Христовой, предупреждает, что это требует усилий, борьбы, подвига. Гламурный образ церкви как места умиротворения и душевного покоя не имеет ничего общего с христианством. Труд над собой предполагается и при подготовке к крещению.
Крестить следует только того, кто имеет веру в Бога, горячее желание стать христианином, кто хочет посвятить свою жизнь служению Богу. Кому нужно формальное крещение? Можно ли обмануть Бога? Некоторые, считая, что такие требования слишком трудны для них, ищут простого пути и готовы платить деньги «за крещение» чтобы от них ничего не требовали. Такое «крещение за деньги» не будет настоящим. Мы все по опыту знаем, что настоящая дружба, любовь, верность не продаются. Тем более не продается Божия благодать.

- Ну, вот мы и снова подошли к товарно-денежным отношениям в храме.

- Я убежден в том, что в храме не должно быть никаких ценников, прайсов и прочих бумаг с расценками на требы. Если они там есть, значит, это уже не храм Божий, а какой-то супермаркет религиозных услуг.

- Владыка, а на какие же средства тогда содержать храм?
- Вот вам еще пример. У вас престарелые родители, которых вы любите. Они живут в отдельном доме, который требует ремонта, отопления, освещения. Если вы любящий сын – вы поможете своим родителям? Конечно! А родители станут вам выставлять ценники за свою любовь и поддержку? Конечно, нет, если это любящие родители. И никогда никому не придет в голову говорить о том, что у вас с родителями товарно-денежные отношения, если вы дадите им денег на уголь, наймете рабочих для ремонта дома и так далее. Вот такие отношения между любящим детьми и родителями и есть образ «товарно-денежных» отношений в Церкви. Если любящие Бога христиане заботятся о храме – доме Божием, то никакие прайсы и расценки совершенно не нужны. Кстати, расценки в храме были придуманы в советское время. До революции такого не было. Так что если будет общая забота о Храме – никому не придет в голову называть цены.

Кто такой священнослужитель?


- Итак, мы выяснили, что храм – это дом Божий, прихожане – это любящие дети, Церковь в целом – это общество единомышленников. А кто же такие, по сути, священники?

- Хороший вопрос. Был у меня знакомый сектант. Так вот он, сравнивая свою церковь с больницей, как-то сказал, что он в этой больнице главврач. И тогда я подумал, как бы я, как священник, определил свое место в Церкви. Если придерживаться аналогии с больницей, то разве священник в ней – главврач? Нет, Главврач в нашей больнице – Церкви, это Бог – он исцеляет, воскрешает, творит чудеса. Может, священник – это медбрат? Он вместе с Богом творит чудеса? Все-таки – нет. Священник – это санитар, моющий пол у порога больницы. Его задача не самому браться за лечение, а направить больного к главврачу – Богу. В этом и заключается задача священнослужителя – направить человека к Богу. Причем сам священник должен быть, образно говоря, прозрачным. Он не посредник, он только указывает дорогу, в том числе и своим собственным примером.

- Значит, священник – этот тот человек, который служит людям.

- И Богу, конечно. Он же к Нему приводит людей. Кроме того, он еще и организатор жизни прихода, то есть, общества христиан. И обычно люди хотят участвовать в украшении и благоустройстве храма, в делах милосердия. Например, в Гусеве порядка сорока человек готовы трудиться в храме, а в Правдинске, который в десять раз меньше Черняховска, таких добровольных помощников около двух десятков человек. И это естественно. Ведь даже мыть пол в храме все равно, что мыть ноги Христу. И я был очень удивлен тому обстоятельству, что в Черняховске таких добровольных помощников не много. Но, надеюсь, люди поймут, что храм – это и их дом, а его содержание – общее дело.

О лицемерии и настоящем


За беседой с владыкой Николаем мы провели более двух часов. И, вероятно, она могла бы затянуться еще на такой же отрезок времени, а то и больше. И это не удивительно, Епископ Черняховский и Славский – замечательный собеседник, умный, тонкий и (что для меня стало настоящим откровением) с великолепным чувством юмора. Однако время было уже очень позднее, да и владыка устал. Полдня он провел в замке Георгенбург, лично занимаясь ремонтными работами системы отопления будущей епархиальной канцелярии. И именно поэтому одет был не в обычные одежды, в которых привыкли видеть его прихожане, а рабочую телогрейку, надетую поверх рясы. В общем, видно было, что человек устал, хотя льщу себя надеждой, что разговор наш также был ему небезынтересен. И все же на прощание я не удержалась и задала ему вопрос, который буквально терзал меня вот уже несколько месяцев.

- Владыка, я внимательно изучила вашу биографию. Вы окончили серьезное высшее учебное заведение – Московский институт электронной техники по специальности конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры. Затем шесть лет работали инженером-конструктором, и заведующим лаборатории. Но как, скажите, пожалуйста, как вы пришли в Церковь? И не просто пришли, но и остались в ней? Ведь, предполагаю, на тот момент у вас уже была и семья, и дети...

- Действительно, были дети – к тому моменту двое. А как пришел в Церковь? Пришел – и все. Наверное, надоело лицемерие, с которым за годы учебы и работы я неоднократно сталкивался... Я искал настоящего – настоящих отношений между людьми, настоящего смысла жизни. И там, куда я пришел, это было. Поэтому я и остался в Церкви и стал служить Богу и людям.
Беседовала
Е.Z.

Ваша реклама

41241242 7bc1c5632523432 62a01646523532 be9f052352354324 accff423423432 f7f3dreklama 4436d