gototop
Баннер
gototop
IMG 7085 92c2eДавненько мы с вами, уважаемые читатели, не отправлялись в какое-нибудь увлекательное и познавательное путешествие. По-моему, настало время снова пробежаться галопом... Нет, на этот раз не по Европам, а по нашей маленькой, но такой прекрасной области, по нашему Янтарному краю. Краю песчаных дюн, краю дремучих лесов и полей, покрытых летом пестрым ковром из трав и полевых цветов.
Так куда же на этот раз? В один из красивейших уголков юго-востока области – в Роминтенскую пущу, в поселок Краснолесье. И отправимся мы туда вместе с членами творческого объединения «Короче,». Присоединяйтесь, уважаемые читатели. Устраивайтесь удобнее, читайте эти строки, и позвольте вашей фантазии унести вас в тот сказочный край в дебри Красного леса, как еще называют Роминтенскую пущу. Те, кто не был там и кто уже бывал, вперед – навстречу приключениям!
Наш путь лежал не через соседний Гусев, а через славный городок Озерск. Зачем мы так поехали? Не поверите, сам не знаю. Почему-то выбрали именно эту дорогу. И не пожалели. Погодка в тот воскресный день, 8 июля, не подкачала. Жар раскаленного золота солнечных лучей периодически гасился легким прохладным дыханием буйных и веселых сыновей Эола. В районе поселка Малое Путятино пейзаж за окном нашего микроавтобуса стал меняться. Зелено-желтые поля, засеянные не то пшеницей, не то рожью (уж простите – не разбираюсь в этом), упирающиеся в темно-зеленый до черноты лес, уступили место бесчисленным холмам, поросшим кустарником и отдельно стоящими деревцами. Синяя гладь большого озера, подернутая мелкой зыбью волн, сверкающих под солнцем пронзительно и ярко, появляется вдруг и сразу. Дорога ведет вдоль берега, спрятавшегося в заросли тростника. Еще чуть-чуть и слева высокий холм, у подножья которого стоит одинокая усадьба. Это знаменитый на весь регион «горнолыжный курорт», прозванный в народе местным Куршавелем. Сейчас он закрыт и стоит в гордом одиночестве, печально взирая окнами на проезжающий мимо транспорт.
На въезде в Озерск наш автобус был остановлен патрулем передвижной погранзаставы. Доскональной проверки не было, видимо на наших лицах было написано, что мы свои – местные. Узнав, что мы едем на экскурсию в Краснолесье, погранцы не стали нас задерживать и отпустили.
И вот Озерск. Городок маленький, но очень красивый и очень уютный. Но поскольку остановку делать в нем не стали, поведаю лишь о том, что мы увидели из окна. Во-первых, красивейшее здание местной администрации, доставшееся в наследство озерчанам от прежних хозяев Восточной Пруссии. Во-вторых, живописный изгиб реки Анграпа. Кстати, прежнее название Озерска менялось несколько раз. До 1938 года он назывался Даркемен, а затем до 1946 года - Ангерапп. В-третьих, сразу за мостом слева от дороги – парк. И не просто парк, а настоящая подвесная трасса с полосой препятствий. Между прочим, сей аттракцион появился в Озерске благодаря денежкам, полученным в рамках приграничного сотрудничества. У нас в Черняховске по такой же программе построили сквер за памятником Барклаю де Толли.
Но вот мы покидаем Озерск. К слову, при немцах в этом городе было два железнодорожных вокзала – один в центре, а другой в паре километров от города. Сейчас нет ни одного. Осталось лишь здание... Мы проехали под руинами железнодорожного моста, вызвавшими неподдельный интерес и почему-то восторг у многих членов нашей группы. К слову, разобрали его в советское время. И сделали это потому, что рельсовый путь не был востребован, а высота моста не позволяла проезжать под ним автобусам и грузовикам с крытым кузовом.
IMG 6921 0161cИ снова за окном поля сменяются лесами и рощами. Редкие деревни демонстрируют резкий контраст – ухоженные домики с радующими глаз палисадниками и унылая заброшенность, оставшаяся сначала с послевоенного времени, а затем и от присоединившейся к ней впоследствии серо-бетонной совдепии. Неожиданно поля с окном спрятались за ограду из колючей проволоки. Это начались обширные пастбища, принадлежащие семейному клану бывшего мэра Москвы, как, собственно, и черные коровы, мирно поедающие изумрудную траву. Однако коровы эти мирные только, если глядеть на них со стороны, а на деле... На деле порода отличается весьма диким и буйным нравом. Подойти к ней в чистом поле, да еще если в стаде есть телята, рискнет разве что безумец – поднимут на рога и затопчут!
А вот уже и знакомый поворот в лес. В ту самую Роминтенскую пущу. Этот лесной участок дороги известен любому водителю, хоть раз прокатившемуся в Краснолесье. Воистину «стиральная доска», да еще и пыльная по сезону. Лес закончился быстро, так как это была лишь маленькая часть пущи. Справа от дороги открывается шикарный вид на живописный лог, в центре которого небольшое озерцо, возникшее в русле речушки Синей.
И вот мы на месте. Поселок Роминтен, ныне Краснолесье, упоминается в хрониках середины XVI века, как поселение, в котором было 33 хозяйства. А это дает право предположить, что его история гораздо древнее. Селение повидало многое – и набеги монголо-татар, и чуму, и наплыв переселенцев из Швейцарии и Зальцбурга. Между прочим, до 1818 года Роминтен относился к округу Инстербург. В начале девяностых годов XIX века по приказу кайзера Вильгельма II в Роминтенской пуще на берегу реки Роминты (ныне Красная) был построен деревянный охотничий замок из бревен, специально доставленных из лесов Норвегии. Вильгельм не только отдыхал в своей роминтенской усадьбе, но и встречался здесь с иностранными политиками, в том числе с российским императором Николаем II. А в 1936 году по проекту профессора Хетцеля рядом с бывшим замком была построена охотничья дача для главного егеря Третье рейха Германа Геринга.
После Второй мировой войны Роминтен был переименован в поселок Краснолесье. Это все сухая и краткая историческая справка. Есть еще и красивые легенды, связанные с легендарными обитателями Роминтенской пущи – оленями. Невероятных размеров и красоты, головы самцов украшали огромных размеров рога. По преданиям, предки этих дивных животных пришли в эти леса из-за моря с холмов Ирландии, вместе с эльфами. Так это или нет, но легенда все же очень красивая.
В центре поселка Краснолесье – площадь с памятником воинам Первой мировой войны. А неподалеку от нее здание Виштынецкого экологического музея. У дверей музея нас уже встречал его директор Алексей Соколов. Я иногда думаю, что те самые эльфы из сказок числятся в его предках. Алексей обладает удивительным даром – словом покорять внимание слушателей. Уверен на сто процентов, так, как он проводит экскурсии, не проводит никто. Считайте это рекламой, но, если появится возможность, обязательно побывайте на его экскурсиях! Не пожалеете! Наша немногочисленная группа автоматически слилась с другой и прогулялась по залам музея. А затем мы отправились в тот самый лог, о котором я упоминал выше.
IMG 7008 23e6aПесчаная дорожка к мостику через речку Синяя шла под уклон. Под веселые трели птиц наш туристический десант спустился к шаткому на вид мостику. Кое-кто даже рискнул помочить ноги в речке. Вода оказалась весьма холодной. Взобравшись по узкой тропинке на обрывистый склон лога, наша группа разделилась. Малая часть, прихватив пустые пластиковые бутылки, ушла к роднику, а остальные сначала отправились к липовой аллее. В лесу, куда пробиваются лишь настырные солнечные лучи, где даже днем царит полумрак, прячется ровная дорожка, окаймленная древними липами. Когда-то там вероятно была усадьба, о чем свидетельствуют руины и остатки стены. А по липовой аллее прогуливались погожим деньком ее владельцы. Нынче же по ней прогулялись мы. И даже устроили фотосессию, после которой успешно воссоединились с остальными участниками путешествия.
Мы шли по обрывистому берегу, с высоты которого сквозь густые ветви деревьев можно было увидеть мелкое озеро. Местами его прозрачная вода была разукрашена глубокой зеленью водорослей. Весной, когда они цветут, вода там пурпурного цвета. В конце озера, рядом с руслом речки из земли бьет родник. Вода в нем круглый год одной температуры: плюс 8 градусов. У источника постоянно кто-то есть. То лесники приедут с огромными канистрами, то, как в этот раз, семья из Гусева с невероятным количеством пятилитровых пластиковых бутылок. По их словам, они пьют только эту воду и готовят только на ней. Мы были скромней и обошлись парой двухлитровых бутылей.
Следующая остановка – один из известнейших туристических объектов области. Железнодорожный мост через речку Красную в поселке Токаревка. Его высота 25 метров, и ему более ста лет. Эта железнодорожная ветка ведет к песчаному карьеру в поселке Краснолесье и на ней еще можно встретить рельсы, произведенные на заводе Круппа в 1943 году. Но интересен не только мост. Если спуститься вниз по ступенькам, которых, сколько ни считай, всегда получается разное количество, то можно обнаружить живописную лесную тропу, убегающую в чащу вдоль берега реки. А чуть поодаль деревянные мостки через затон, зеленый от водорослей. Поваленное дерево образует естественный переход через шустрые воды речки Красной. Я рискнул пройти по нему только до половины, но кое-кто из нашей группы не поленился пересечь по стволу реку и «нарезать» порядочный круг по окрестностям. Основная же тропинка уводит туристов в другую сторону. Через лес, наверх на высокий берег затона. Деревья там растут не столь часто, поэтому в лесу властвует нечто среднее между полумраком чащи и полусветом березовой рощи. На самой высшей точке берега, уже на выходе из леса нас поджидали загадочные деревянные конструкции. Каково их назначение – я так и не понял. Вероятно, они входят в программу пешей туристической прогулки, которую можно заказать, позвонив по номеру телефона. Об этом нам сообщил самопальный информационный щит.
Последняя остановка была в поселке Ясная Поляна, бывшем Гросс Тракенен. Когда-то там был конезавод по разведению прославленной тракененской породы лошадей, основанный в первой половине XVIII века прусским королем Фридрихом Вильгельмом I. Нынче в здании расположилась поселковая школа, а о прошлом напоминают ворота центрального здания конезавода – замка Ландшмессеров, с символом тракененской породы наверху – рогом лося. Во дворе стоит памятник лучшему производителю породы – жеребцу Темпельхютеру. А еще во дворе, точнее в сквере, три дерева долгожителя. Два дуба – один ста лет от роду, второму, в центре сквера, минуло три века, как он появился из желудя. А также не менее старый и огромный бук, стоящий в стороне. Его листья отливают на солнце медью. Настоящий медный бук, прям, как у Конан Дойла.
Ну вот, собственно, и все. Дальше наш путь лежал по центральной трассе Нестеров-Калининград в сторону родного Черняховска. С собой мы везли легкую усталость от продолжительной пешей прогулки, море впечатлений и, конечно же, хорошее настроение.

Сергей НЕДОСЕКИН



Ваша реклама