gototop
Баннер

gototop
Tren caf97В первые выходные ноября в Черняховске прошел ряд мероприятий, приуроченных к традиционной всероссийской культурно-образовательной акции «Ночь искусств».

Об этих мероприятиях писали обе городских газеты – и муниципальный «Полюс», и, конечно же, мы.

Однако одно событие тех выходных осталось за рамками повествования. Почему о нем не упомянули муниципальные коллеги, гадать не будем. А вот о том, почему неделю назад мы не рассказали о нем нашим читателям, обязательно поясним.

Итак, вечером в воскресенье, 4 ноября, в зале молодежных коммуникаций Городского театра состоялась премьера документального фильма «Юбилей». «Ну, вот что тут может быть интересного?», - спросит неосведомленный читатель. А вот и нет – интересно было все! Но обо всем по порядку…

Итак, за несколько недель до события в редакцию заглянул автор, режиссер и оператор документального фильма «Юбилей» - наш земляк, преподаватель, художник, фотограф и кинематографист Сергей Трень. Сергей Алимович забежал к нам на минутку, чтобы пригласить на просмотр фильма. Причем, хитро улыбаясь, он заметил: «Приходите! Будет интересно и даже в некоторой степени провокационно». Вот последним словом он нас и заинтриговал. И если сначала у меня были какие-то сомнения, стоит ли тратить вечер законного выходного дня на Городской театр, то после слов «будет провокационно» сомнения мгновенно улетучились. А зная Сергея (буду называть его просто по имени, потому как приятельствуем мы с ним много лет), просто так слова на ветер бросать он не будет. В общем, воскресенье, 4 ноября, пять часов вечера. В зале молодежных коммуникаций все места заняты зрителями. Среди них много знакомых лиц – молодых и не очень. Несколько рядов заняты военнослужащими одного из воинских подразделений. С какой целью солдатиков привели на показ, мне до сих пор не ясно. Просто культурный досуг и приобщение к миру кино? Наверное… Ну да ладно. Пришли и пришли.

Непосредственно перед показом – выступление руководителя самого культурного управления местной администрации Влады Смирновой, более известной в народе под титулом «фея замка Инстербург». Влада Геннадьевна сообщила зрителям, что сейчас они увидят фильм «Юбилей», посвященный народному коллективу им. В.М.Иванова «Россияна». Речь у Влады Геннадьевны, несмотря на монотонность, получилась проникновенной и даже несколько воздушной. После нее зрители приготовились к просмотру «лубочного» фильма-открытки о многолетней деятельности ансамбля, о его достижениях и успехах, о всенародной любви к его творчеству… Но!

Практически с первых кадров фильма зрительские иллюзии рассыпались в прах. Лубка не было, не было и открытки. Фильм был глубоким, завораживающим и… печальным. И несмотря на то, что главным героем его стал, безусловно, ансамбль «Россияна», фильм получился об… уходящей и, к сожалению, невозвратной эпохе. Не буду сегодня его пересказывать, упомяну лишь о последнем кадре фильма, который как нельзя лучше его характеризует. Пустой зал. На сцене открывается занавес, звенящий голос диктора объявляет: «Народный ансамбль песни и танца «Россияна». Занавес открывается, а за ним… пустая темная сцена. В общем, уважаемые читатели, фильм надо смотреть, его надо прочувствовать.

Но вернемся в воскресный день 4 ноября в зал молодежных коммуникаций Городского театра. Просмотр фильма закончен. В зале тишина. У кого-то из зрителей на лицах недоумение, у кого-то – откровенная злость. Но равнодушных не было (если, конечно, не считать солдатиков, которых мало волнует история Черняховска). Тишина сменилась гулом голосов. Люди подходили к автору, чтобы поблагодарить его и пожать руку, а кто-то демонстративно уходил из зала… Часть зрителей осталась для обсуждения увиденного. Для таких на отдельном столике дымился паром чайник, были подготовлены чашки, сушки и прочие атрибуты русского чаепития. Я на обсуждение за чашкой чая не осталась. Очень хотелось подумать в тишине, чтобы осмыслить увиденное.

Ровно через неделю после просмотра я позвонила Сергею Трень, чтобы договориться о встрече. Интервью с автором фильма у меня не получилось – мы просто беседовали о культуре, о городе, о процессах, происходящих в нашем обществе. А вот что из этой беседы получилось, читайте ниже.

О фильме

- Как возникла идея фильма?

- Год назад мне позвонила директор Центра культуры и досуга Валентина Петровна Кикор. Сказала, мол, у нее есть желание к юбилею самого известного в Черняховске ансамбля снять фильм. Если честно, то согласился я не сразу. Ну, во-первых, жанр, в котором работает «Россияна», мне не близок. Несмотря на то, что родился я в Черняховске, впитал в себя мировую культуру. Если музеи, то Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей. Если фольклор, то настоящий. А «Россияна» работает в стиле некоего советского фольклора. В ее творчестве в большой степени присутствует эстрадный компонент. И это немного не мое. Хотя все, что делает этот ансамбль – прекрасно и даже великолепно. За каждой композицией адский труд людей, их жизни, их здоровье. И за все это им низкий поклон.

- Но ведь ты все-таки согласился снять фильм...

- Конечно. Только не подумай, что в данном случае роль сыграла финансовая сторона вопроса. За фильм мне не платили, да и не обещали заплатить. Мне интересно снимать людей. Хотя, если честно, я сначала никак не мог понять, что снимать, как снимать, о чем снимать. Нет, конечно, можно было снять открытку, рекламный сюжетец, чтобы зритель на второй минуте фильма понял, чем он закончится. Но нет. Нельзя. Фильма-открытки мне не хотелось. В общем, начал снимать. Длился этот процесс более полутора месяцев. И чем больше я снимал (а отснято более четырнадцати часов), тем все больше и больше убеждался в том, что с ансамблем происходит что-то невозвратное. И с этим «невозвратным» мне помог разобраться Валерий Приходько – нынешний руководитель коллектива и его хормейстер…

- Кстати, многие посмотревшие фильм считают, что главным его героем стал именно Валерий Петрович. Мне, честно говоря, тоже так показалось, ведь практически весь фильм построен на его рассказе, его размышлениях. Именно он – центральная фигура фильма.

- Ну, а как ты хотела? Валера четыре десятка лет своей жизни отдал «Россияне». Он каждый день там. А если не там, то думает «про там». И именно он – живая сущность этого коллектива. А уйдет он, останется ли «Россияна»? Ведь, если заметила, он в фильме четко говорит: «Никому не надо то, что наработано нами годами. Некому все это передать». А ведь то, что сделано первым руководителем «Россияны» Василием Михайловичем Ивановым, нынешним руководителем Валерием Приходько – это огромный многолетний труд, длиною в полвека.

Уходящая натура

- А почему некому-то?

- На этот вопрос Валерий Приходько в фильме тоже отвечает. Потому что зарплата копеечная, потому что нагрузки безумные, потому что, в конце концов, специалистов перестали выпускать училища, да и сами эти училища закрылись. Вот и все! А вообще тема эта очень серьезная и тяжелая. Ведь что мы сегодня наблюдаем? Ровно то, что одна из ветвей нашей культуры попросту уничтожается. Я говорю о культуре, вышедшей из 60-70-х годов прошлого столетия. А ведь «Россияна» тоже принадлежит именно этой ветви. Я больше скажу, таких коллективов по России – раз-два и обчелся.

- Ты, вероятно, имеешь в виду самодеятельные, а не профессиональные коллективы?

- Безусловно. Сегодня ведь что получается – нет преемственности. Что объединяло такие коллективы, как наша «Россияна»? Наверное, удивишься, но, в первую очередь, чаепитие. Да-да, именно оно. Вспомни первые кадры фильма. Начинается он с того, что Валера Приходько моет чашки после чаепития. Каждая репетиция «Россияны» начинается с того, что люди собираются за столом, обсуждают свои проблемы, делятся событиями прожитого дня. А уже потом начинаются распевки. И именно такое застолье (в хорошем смысле слова) людей объединяет. Но, как ни крути, все это уже уходящая натура. И это печально.

Подмена ценностей

- Но, возможно, что все связано с тем, что у людей поменялись какие-то ценности?

- Конечно, и это естественно. Но одно дело, когда ценности меняются, а другое – когда они подмениваются. Вот, к примеру, не так давно беседовал я со своим коллегой. И он мне сказал, что люди искусства в XXI веке должны быть способны на решительные действия. И в пример привел художника-акциониста Петра Павленского. Помнишь такого?

- Это тот, который себе рот суровой ниткой зашивал, в кокон из колючей проволоки себя заворачивал, а потом, сидя обнаженным на крыше института психиатрии в Москве, отрезал себе ножом мочку уха?

- Вот-вот, именно он. Акции, конечно, акциями, но скажи мне, пожалуйста, какое отношение все это имеет к искусству? Искусство – это другое. Не буду настаивать на точности формулировки, но Аристотель сказал, что нет ничего более бесполезного, чем искусство. Но, тем не менее, человек не может без искусства – без литературы, живописи, театра, музыки, балета… И именно через искусство человек меняется. Искусство не должно ублажать. Оно должно перерождать. А когда мы видим искусство из серии «чего изволите», то это уже не искусство, а подделка. И это мое твердое убеждение.

О патриотизме

- Слышала, как кто-то после просмотра твоего фильма «Юбилей» недовольно пробурчал, мол, на таких фильмах патриотизм не воспитаешь. По твоему мнению, искусство должно воспитывать патриотизм?

- Давай начнем с самого понятия этого слова. Что такое патриотизм? Это чувство, содержание которого любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Можно ли воспитать чувство? Думаю, что нет. Оно либо есть, либо нет.

- Недавно где-то прочитала информацию, что какая-то там организация «выиграла тендер на оказание услуг по воспитанию патриотизма». Там же была обозначена и стоимость услуги. Вот тебе не кажется, что здесь что-то не так?..

- Да бред полный! А хочешь пример, как возникает в человеке патриотизм? Как-то я снимал серию портретов стариков в Железнодорожном. Со мной поехал мой сын. Пришли мы в дом к одному ветерану. Заходим в комнату, там на кровати лежит старик и смотрит в потолок. Пока я занимался фотокамерами, сын подошел к старику, чтобы помочь надеть мундир с орденами. Понимаем, что дед не сможет встать. Но вдруг он говорит, мол, в мундире нельзя фотографироваться лежа. Тогда сын решил помочь ему сесть. Берет его под руки и понимает, что у деда половины тела… нет! Ног вообще нет! Но он не может в мундире с государственными наградами лежать! Это нельзя! Вот это и есть патриотизм. На моего сына этот дед произвел очень серьезное впечатление. А ты говоришь оказание услуги по воспитанию патриотизма…

Старик и брусчатка

- Сергей, давай вернемся к кино. Я давно тебя знаю. Знаю, что ты художник, фотограф. Знаю даже, что когда-то ты вместе с Димой Кирбаевым снял великолепный фильм «Я знаю, как умирает дом», который затем демонстрировался во многих европейских странах... «Юбилей» - это второй твой фильм?

- Да что ты! Их у меня много. Сколько? Даже и не упомню. Я их не считаю.

- А как все начиналось?

tren 3 6bdef- Началось все с кинокамеры «Красногорск», купленной в конце 1987 года Домом пионеров, в котором я тогда работал руководителем изостудии. Хорошее время было, скажу я тебе. На одном этаже с моей студией был фотокружок, который вел Алексей Сергеевич Безумов. Вот с ним мы и осваивали этот дорогущий агрегат. К тому времени я всерьез был увлечен кинематографом. Но как зритель. Примерно в те же годы мы организовали киноклуб. Кстати, тогда нам очень помогала Альвина Эммануилована Иванова – супруга первого руководителя и основателя «Россияны». Мы первые в области показывали фильмы запрещенного тогда в СССР Кшиштофа Кесьлевского. Но повторю, что увлекся я кинематографом как зритель, а вот о том, что буду снимать кино даже не подозревал. И тут кинокамера попала в руки! Начал осваивать. А это ведь не только ручку крутить. Это и пленка, бывшая в большом дефиците. Соответственно, отснятый материал приходилось проявлять, монтировать, озвучивать. Как-то, идя на работу, обратил внимание на старика, ремонтирующего на улице Ленина булыжную мостовую. Вообще-то я видел его каждый день в течение нескольких лет. Он всегда работал на мостовой. Но в тот день я вдруг понял, что смотрит он на мир снизу вверх. И было в нем что-то завораживающее, в его размеренных движениях, сосредоточенном взгляде. Увидел его и понял – буду снимать кино. Так появилась первая короткометражка «Моя дорога». Огромную помощь в работе над фильмом оказал Владимир Кузьмич Сечкин, с которого и началось создание кино в Черняховске. И именно его голосом говорит старик. Кстати, звали его Аполинарас Казимирович. А вот фамилию не помню. Он очень плохо говорил по-русски, и в основном лексика его было ненормативной. Но справедливости ради стоит отметить, что он не задумывался о смысле этой нецензурщины, просто связка слов…

- И какова дальнейшая судьба фильма?

- Я поступил в Ленинградский институт культуры имени Крупской. Тогда мастерскую набирал известный российский режиссер-документалист Борис Юрьевич Волкович. К нему и попал. Показал свой фильм. А он возьми, да отправь его на Ленинградский кинофестиваль. И вне конкурсной программы фильм получил малую золотую медаль. Вот такая судьба у моего первого кино… Потом были другие ленты, были награды. В прошлом году в калининградской библиотеке имени Снегова проходила ретроспектива моих фильмов.

- Но ведь можно такую же ретроспективу и в Черняховске организовать?

- Конечно. Ищи желающих – легко организуем!

Мы еще долго беседовали с Сергеем на разные темы. И проговорили бы еще дольше, но время приближалось к 10 часам вечера. Пора было расходиться по домам. Несколько дней после этой встречи я думала об обещании Сергея организовать ретроспективу. А ведь, действительно, отличная идея. Может, соберемся, уважаемые читатели, и посмотрим фильмы черняховского режиссера Сергея Трень? Что для этого надо? Да самая малость. Звоните в редакцию (3-47-00), чтобы договориться о времени и месте встречи!

Ваша реклама