

Печально, но он давно уже покинул нас. Александр ушел из жизни довольно рано – в 2004 году в возрасте 66 лет. Но его душа осталась с черняховцами. Она живет в его удивительных работах. Однако не будем забегать вперед...
В общем, не удалось мне по объективным причинам попасть на открытие выставки Александра Коваля, хотя приглашение на это мероприятие я получил от трех человек. Увы, увы… Человек предполагает, а судьба располагает. Точнее, не судьба, а жизнь наша, как я уже упомянул выше, излишне суматошная. Откровенно говоря, поначалу расстроился, но, вспомнив народную мудрость – все, что ни делается, то к лучшему, понял, что это знак свыше. Не хочу никого обидеть, однако порой торжественное открытие выставки с выступлениями официальных лиц мешает. Во всяком случае, можно погрузиться в такой туман, слушая официальные речи, что потеряешь живой дух произведения и упустишь именно то, что автор хотел показать или донести до нас.
В общем, отправился я в художественную школу спустя несколько дней после открытия выставки, решив в гордом одиночестве полюбоваться творчеством Александра Коваля, учившего когда-то в «шестой» школе детей рисованию.
Но это я так думал, что просто полюбуюсь на картины, а на самом деле полностью погрузился в природу родного края. Удивительно, но про Александра Сергеевича в нашем городе мало что известно – учитель рисования и, в общем-то, и все. И тем не менее. По словам Светланы Бондаренко (личности, между прочим творческой и многосторонней), лично знавшей художника, Александр Коваль был человеком занятым. Во всяком случае (как она его помнит), вечно в бегах с этюдником под мышкой. Александр Сергеевич всегда торопился в укромные уголки, в поля, в леса… А потаенных мест, чтобы отрешиться от повседневной суеты, у него было много. И кистью, словно волшебной палочкой, он создавал свой мир – тот, который видел вокруг. По воспоминаниям знакомых с ним черняховцев, самым магическим и таинственным был для него… куст боярышника. Особенно в пору его цветения. Он мог часами рассказывать про этого представителя флоры. И не переставать удивляться тому, как ежеминутно колючие ветви кустарника раскрывали перед ним все новые тайны…

Сквозь крохотное окошко миниатюры заглядывает в выставочный зал художественной школы и тот самый цветущий боярышник. Так и хочется прикоснуться к нему пальцем, но страшно – боярышник умеет защищаться. И хоть не видно его колючек, но они есть, и ты ощущаешь, что можно уколоться… Цветущий боярышник, как уже упоминалось выше, это отдельная любовь Александра Коваля. Вот он усыпан белыми цветами, словно облако спустилось с небес и укутало его собой, как покрывалом. А вот и удивительный красный цвет. Кажется, горит крона, согревая все вокруг.

Почему-то Александр Сергеевич не любил рисовать зиму и осень. Предпочитал весенне-летние темы. Наверное, потому что был он человеком невероятной душевной теплоты. Даже работа, названная им «Холодный день» не создает ощущения прохлады. И пасмурный летний день на ней веет на нас теплом…
Да, что-то я заговорился. Впрочем, это вполне объяснимо – работа, работа и снова работа. А тут я словно вырвался из пут трудовых будней и на короткое время убежал в лето. Туда – к цветущим полям, над которыми стоит невероятный медвяный дух, где старые липы окружены жужжанием пчел, где рощи стоят над озерами, где тишина и покой.
Хотите и вы побывать там? Двери Черняховской художественной школы открыты для посетителей выставки. Она продолжает работу, и картины Александра Коваля ждут своих зрителей.