

Итак, 20 апреля, когда отмечался Всероссийский день заботы о памятниках истории и культуры, губернатор Калининградской области в сопровождении десанта, состоявшего из сотни чиновников регионального правительства, в очередной раз прибыл в наш муниципалитет. На этот раз цель его визита – благоустройство территории исторического памятника-замка Георгенбург, где нынче расположилось управление Черняховской епархии. Что же – дело благое. Однако блогеры и работники пресс-службы губернатора, а также сотрудники разнообразных СМИ с усердием запечатлевали не моменты уборки замковой территории, а уничтожение старых, но еще живых деревьев, даже не поясняя для чего это делается. Обходя главу региона по нескольку раз, они с упоением снимали, как тот орудует бензопилой. Понятно, что все эти видео, не менее заботливо выложенные во всемирную сеть, вызвали массу возмущения ее пользователей. И как-то за кадром остались и причины выпиливания деревьев, и моменты настоящей уборки территории. А они, справедливости ради стоит признать, на прошедшем субботнике в замке присутствовали. Впрочем, на этом и остановимся, потому что, как уже было сказано выше, тема сегодняшней публикации не «резня бензопилой».
Через пару дней после вышеописанных событий, в понедельник, 22 апреля, мы решили обратиться к Епископу Черняховскому и Славскому владыке Николаю с надеждой на то, что он расскажет нам о субботних событиях. Владыка на удивление быстро поднял трубку телефона, как будто ждал нашего звонка, и тут же после приветствия спросил:
- Вы, наверное, хотите спросить о заборе, который установлен возле Дома пионеров?
Честно говоря, мы несколько растерялись, но о заборе все же спросили. И тогда владыка пригласил нас на встречу в замок Георгенбург. И мы, конечно же, этим приглашением воспользовались, обрадовавшись тому обстоятельству, что узнаем не только о субботнике, но и о более интересных событиях.
- Жалко, конечно, - вдруг признается владыка Николай. – Но я привык доверять специалистам. Их рекомендация – обновить сад. Старые яблони спилить (они начинают болеть), а новые высадить в другом месте. Кроме того, замок – памятник архитектуры, эта территория не только наша собственность. Замок, как объект культурного наследия, принадлежит всему обществу, всему народу. А нам его передали на «ответственное хранение». Сюда приезжает много туристов. Они должны увидеть замок хотя бы таким, каким его увидели наши солдаты в 1945 году. В этом месте должен быть восстановлен исторический ландшафт: большая клумба, декоративные кустарники и деревья, мощеные камнем дорожки. Планируем восстановить и разрушенную башенку, которая находится прямо за спиленными яблонями. Мы же не просто так все выдумали – восстанавливаем по старым фотографиям, чертежам. Есть и соответствующий проект. На его основании, кстати, и выдали порубочный билет. С нами плотно работает архитектор-реставратор Сергей Конев. И яблони в этом месте никак не предусмотрены.
- Значит, сад вы все же собираетесь высаживать?
- Да. Можно сказать, мы уже начали обновление сада. И в этом нам помогает фермер Сергей Чечулин – специалист по яблоневым садам. Но сад, вероятно, будет там, где он исторически располагался…
Владыка показывает место, где должен раскинуться яблоневый сад – где-то совсем в глубине двора. Кстати, вот что говорят хроники: «В 1739 году прусский король Фридрих Вильгельм I по пути в Ригу отобедал в саду Георгенбурга». Так что, действительно, был в Георгенбурге сад. Правда, не известно, яблоневый ли…
Погуляв по замковому двору, полюбовавшись на мастерские, а также осмотрев высаженные на субботнике туи, мы отправились в комнату для переговоров (ну, или как там она называется?). Но по дороге все же задали еще один вопрос, который также касался прошедшего субботника.
- Владыка, а туи для посадки на субботнике кто закупал?
- Епархия.
К слову, туи во дворе высажены правильные – не конусные, которые обычно высаживают на кладбищах, а те, которых во множестве в курортных городах. Помню по своему детству, что именно такие разлапистые туи росли в Юрмале. Думаю, они и сейчас там растут...
Но вот мы уже за столом, пьем иван-чай с сушками и медом (как-никак, на дворе страстная седмица Великого Поста) и продолжаем разговор:

- Строительный забор значит, что начинаются строительные работы. Разве не так? - улыбается владыка.
- К сожалению, в Черняховске синий забор еще ничего не значит. Мы в течение многих лет наблюдаем такие заборы – на улицах Тольятти, Пионерской, Тельмана… Огорожены красивейшие здания довоенной постройки, которые продолжают разрушаться. А их владельцы просто поставили заборы...
- В нашем случае все не так. Помните, пару лет назад при первой встрече вы задавали мне вопрос – что мы будем делать с Домом пионеров? И тогда я вам ответил, что епархия планирует открыть там просветительский центр.
- Конечно, помню. Помню, что и во время другой нашей встречи год назад вы рассказывали, что пытаетесь попасть в федеральную программу, чтобы получить деньги на капитальный ремонт здания Дома пионеров.
- Все правильно. И мы попали в программу Федерального агентства по делам национальностей, в рамках которой была выделена субсидия на капитальный ремонт здания Дома пионеров.
- То есть, Черняховская епархия получила эти деньги?
- Не совсем так. Во-первых, не епархия, а автономная некоммерческая организация, которая так и называется – АНО «Строительство Черняховского просветительского центра». Федеральное агентство работает только с АНО. Во-вторых, средства субсидии выделяются только по актам уже выполненных работ. Весь 2018 год ушел у нас на оформление документов, экспертизу фундамента и стен Дома пионеров, получение техусловий, изготовление проекта. И вот сегодня все уже готово для начала ремонтных работ.
- А не проще ли было здание снести и на его месте построить новое?
- Может, конечно, и проще, тем более что оно не внесено в реестр памятников. Но этого делать нельзя по нескольким причинам. Во-первых, чтобы сохранить привычный вид улицы Ленина. Во-вторых, когда, возглавив епархию, я узнал, что здание Дома пионеров принадлежит РПЦ, то принял решение – о нем надо заботиться, его надо сохранить и наполнить тем смыслом, который был в нем раньше. То есть, организовать в Доме пионеров… Дом пионеров, только для всех возрастов. С кружками, секциями, клубами по интересам, со школой молодых родителей и прочее, прочее… В общем, организовать там просветительский центр, и чтобы все занятия в нем были для населения бесплатными. Первым шагом к этой цели будет капитальный ремонт здания. Некоммерческая организация, о которой я говорил выше, еще в прошлом году заключила договор на изготовление проекта с калининградской компанией «Мироздание», которая занимается не только проектированием, но и строительством. И именно поэтому договор на капитальный ремонт был заключен тоже с ней. По результатам экспертизы, несущая способность фундамента и стен здания бывшего Дома пионеров позволяют заменить перекрытия - с деревянных на бетонные, и крышу. И, конечно, потребуется замена внутридомовых коммуникаций, внутренние отделочные работы и фасад. До конца 2019 года все работы должны быть закончены.
Владыка показал нам готовый проект, на котором было видно, где какие залы и помещения будут находиться. Все в нем прописано досконально. И будет в новом просветительском центре и спортивно-хореографический зал, и зал для хора, и художественная студия, и выставочный зал, которого так не хватает в нашем городе, и радиостанция, и студия звукозаписи, и свой театр. Да много еще чего там будет! Кстати, выделенная субсидия пойдет не только на производство ремонтных работ, но и на покупку необходимого оборудования.
Вот такая серьезная работа была проделана со дня последней нашей встречи с владыкой, которая состоялась всего-то лишь год назад. И уже с большой степенью уверенности можно говорить, что к Новому году когда-то одно из красивейших зданий центральной улицы Черняховска перестанет пугать своим сегодняшним жутким видом спешащих по своим делам горожан и гостей города.
Беседовала Е.Z.