gototop
Баннер

gototop
DSC 0005 ab263В последние годы проблемы экологии в России стали обсуждаться на самом высоком уровне. А в конце 2016 года в Москве состоялось заседание Госсовета, посвященное именно этой теме.

- Работа предстоит долгосрочная – на 20, 30 и более лет. Но если не начинать масштабные мероприятия в этом направлении, мы будем вечно топтаться на месте, ссылаясь на то, что денег не хватает на решение текущих задач. На потом откладывать уже невозможно, - говорил тогда на открытии Госсовета Владимир Путин.

Именно на том заседании среди приоритетных вопросов президент назвал и кардинальное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, водоемы и почву, обезвреживание отходов производства и потребления. А уже сразу после инаугурации в мае 2018 года Владимир Путин озвучил и ряд новых майских указов, касающихся в том числе и улучшения экологической ситуации в стране. Так, в частности, к 2024 году объем вредных выбросов в атмосферу должен снизиться не менее чем на 20 процентов. Это поручение было дано в рамках указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Безусловно, задачи, поставленные президентом, необходимо выполнять. И сегодня в каждом субъекте Российской Федерации разрабатываются планы, направленные на снижение вредных выбросов в атмосферу. В нашем регионе такая работа также ведется. Но ведется-то она ведется, однако черняховцы на собственном опыте убедились, что не так эффективно, как необходимо. И причиной тому новая котельная РЖД, расположенная на улице Железнодорожной – практически в самом центре города, в окружении нескольких школ, жилых домов, городской больницы (с детским и родильным отделением).

Так чем же не угодил горожанам этот рядовой объект, расположенный непосредственно на территории, принадлежащей РЖД? А вот об этом чуть подробнее… Итак, в марте нынешнего года, несмотря на протесты жителей города, в Черняховске начала работать установка по сжиганию старых шпал. Что в этом страшного, спросите вы? Отвечаем. Сами по себе шпалы, если рассматривать их как кусок дерева, никакой угрозы для здоровья человека не представляют. Но тут необходимо учитывать важный момент – кусок дерева становится шпалой только после того, как его пропитают разнообразными химическими веществами – креозотом, элемсептом и ЖТК. Начнем с креозота, который начали применять еще в середине прошлого века. Вещество является токсичным. Состоит из фенола и фенольных эфиров, являющихся вредными для человека и окружающей среды. Элемсепт – антисептическое вещество, включающее концентраты оксидов хрома, меди и мышьяка. ЖТК – жидкость термоконденсационная, продукт нефтеперерабатывающей промышленности. ЖТК - единственное вещество для пропитки шпал, которое не является токсичным. К слову, железнодорожные шпалы и другое дерево, пропитанное вышеназванными веществами, специалисты категорически не рекомендуют для строительства. А если их сжигать, то тут для людей вообще возникает опасность серьезных заболеваний, в том числе онкологических. Вот еще небольшая информация о креозоте, почерпнутая нами в справочниках, думаем, она будет не-безынтересна черняховцам: «Креозот ядовит. Действует подобно фенолам, но слабее влияет на нервную систему; усиливает чувствительность кожи к свету. Контакт кожи с креозотом ведет к появлению розовых пятен, папул, бородавчатых разрастаний, сильной пигментации, усиленному ороговению кожи. Особенно остро заболевание протекает в солнечные дни. У работающих по пропитке шпал креозотом очень быстро появлялся настолько сильный ожог лица, предплечий и шеи, что они вынуждены были прекращать работу через полчаса. В легких случаях через 1-3 дня появлялась пигментация, в более тяжелых – шелушение и длительная пигментация. Одновременно у 60 процентов работающих возникали светобоязнь, слезотечение; в небольшом числе случаев – поражение роговицы. Гиперкератозы и бородавчатые разрастания, вызываемые креозотом, могут развиться в кожный рак, дающий метастазы в лимфатические железы и отдаленные органы. Согласно последним исследованиям, креозот считается потенциальным канцерогеном. В связи с этим с 2003 года в странах ЕС запрещено нелицензированное использование креозота». Ну что, напугали мы вас? Да мы и сами весьма озабочены…

И вот именно такая котельная с установкой по сжиганию шпал, пропитанных опасными для здоровья человека веществами, установлена в центре Черняховска. Летом нынешнего года жители города по инициативе местного отделения КПРФ вышли на пикет с требованием остановить запуск котельной РЖД по утилизации шпал. Тогда в пикете приняла участие и депутат Калининградской областной Думы Екатерина Семенова. Активисты уверены, что шпалы пропитаны опасными для человека веществами, в том числе креозотом, и простое сжигание шпал может создать серьезную экологическую проблему для жителей города. Особенно беспокоит общественников и представителей партии то, что котельная находится в непосредственной близости от жилых домов, школы, гимназии, городской больницы и других социальных учреждений. Люди, конечно, понимают, что утилизировать шпалы необходимо, однако происходить это должно без вреда для экологии. Летом участники пикета настаивали на проведении независимой экологической экспертизы, которая расставила бы все точки над «i». Но только на проведении пикета черняховские активисты и члены местного отделения КПРФ не остановились – в разнообразные инстанции были разосланы письма, в которых били тревогу по поводу работы в центре города потенциально опасного объекта. Так, письма ушли и в адрес губернатора области, и в Росприроднадзор, в транспортную и природоохранную прокуратуры, и, соответственно, хозяевам котельной – РЖД. Отовсюду пришли ответы. Ну, как ответы – отписки – мол, знаем, что такой объект имеется. И все!

Что касается экологической экспертизы, то она таки была проведена пару недель назад. Правда назвать ее независимой – язык не поворачивается, так как проводили ее сотрудники экологической лаборатории Центра охраны окружающей среды Калининградской железной дороги. И, понятное дело, превышения концентрации вредных веществ так и не нашли. Честно говоря, народ усомнился в корректности проведенных исследований. И тому были причины, которые явно ощущают на себе не только жители дома, стоящего аккурат напротив котельной, но и все черняховцы, вечером проходящие или проезжающие по улице Железнодорожной. Небольшое, но важное наблюдение – шпалы активно сжигают по большей части в вечернее и ночное время суток. А потому креозотовый аромат распространяется по улице, да и по всему центру города именно в это время. В общем, люди не поверили результатам экспертизы. По их наблюдениям, датчики были установлены в стороне от «выхлопа» из трубы, не учитывалось и направление ветра, да и сама котельная работала далеко не на полную мощность. И тогда один из черняховцев – Павел Устин (который, впрочем, и писал во все инстанции), решил вынести черняховскую проблему на федеральный уровень, обратившись за помощью на телеканал ОТР. В этом его поддержало и местное отделение КПРФ.

В пятницу, 6 декабря, в Черняховск на улицу Железнодорожную прибыли корреспонденты Общественного российского телевидения. Народа на встречу с ними собралось немного – жители близлежащего дома, несколько черняховцев с соседних улиц и члены местного отделения КПРФ во главе с первым секретарем Черняховского городского отделения КПРФ Николаем Перевозчиковым. Московские журналисты, «наслаждаясь» химическими ароматами, струящимися со стороны котельной, удивлялись обстоятельству, что такого рода котельную железнодорожники установили в центре города, хотя у них была возможность вынести ее за городскую черту (котельная-то мобильная). Услышали они от людей, что вокруг опасной котельной несколько школ и больница, о том, что вечером, проезжая мимо этого объекта, приходится полностью закрывать окна машины, а то, не ровен час, задохнешься от химических ароматов. Николай Перевозчиков (напомним, первый секретарь Черняховского горкома КПРФ) возмущался: «Мало того, что индустриальный парк «Черняховский» решено было строить именно на «розе ветров», так еще и такую опасную котельную установили в центре города. Да где же это видано?!». Кстати, об индустриальном парке, месторасположение которого на выезде из Черняховска в сторону областного центра. Мы все прекрасно помним, когда во время работы «АРВИ» - завода по производству минеральных удобрений, от химических ароматов задыхалась половина города. Помним мы и о сожженных химией деревьях на улице Калининградской. Что же касается котельной, в которой утилизируют старые железнодорожные шпалы, то как вообще пришла в умные головы мысль устанавливать ее в городе в непосредственной близости не только к жилым домам, но и к социальным объектам?! И даже если поверить проведенной экспертизе, что никаких вредных выхлопов в наличии не имеется, все равно такие объекты надо устанавливать вдали от городских кварталов.

И напоследок. Пока готовился материал, нам позвонил Павел Устин, который сообщил, что природоохранная прокуратура намерена приостановить работу котельной в связи с тем, что утилизация шпал – лицензионный вид деятельности, а предприятие такой лицензии не получило. Надолго ли будет приостановлена ее работа – пока не знаем, но очень надеемся, что здравый смысл у железнодорожного начальства все же возобладает и установку по утилизации шпал вынесут за черту города.

Ваша реклама