gototop
Баннер
gototop
7837c480 a139 4a7e 971b 676023525741 864b7...Когда последнего солдата
Великой Проклятой войны
Земля укроет виновато,
Исчезнет шум из тишины...
Застынь, потомок суетливый,
Ты жив сегодня, паренек,
Лишь потому, что те не живы,
Кто жизнью Родину сберег…
(Дмитрий Дарин)
Сколько же их не вернулось назад, сколько женщин-тружениц, чей труд был тоже во имя Победы, повязали вдовьи платки, сколько сирот осталось на разоренной войной земле…. Сколько их осталось сегодня, тех солдат-победителей 45-го, кто вставал в атаку, кто горел в танках, вытаскивал из-под смерти с поля боя раненых, шел на таран в небе, топил вражеские корабли в море, тех, кто прошагал в пехоте пол-Европы, тех, кто принес Мир… Единицы… Время – бесстрастное и безжалостное – унесло в небытие светлые души. И, быть может, правда, что души солдат собираются в стаи белых журавлей? Пусть кружат над нами, пусть кружат над землей, которую честно и отважно защитили от лютого врага. Пусть хотя бы так, в виде белокрылых птиц парят над милой Родиной… А быть может, сегодня они встали в строй с теми, с кем плечо к плечу шли в атаки в 41-м? Сомкнули ряды, встали грудью, светлые, бестелесные, которые еще недавно были рядом, здесь, и мы их чествовали, поздравляли, дарили цветы и открытки. Мы живы, мы живем лишь потому, что они, воины, своей жизнью спасли будущее, спасли нас. Наш долг – святая память о них, чтобы ни один солдат не ушел в забвение…

…Много лет я тесно работала с Советом ветеранов Великой Отечественной войны, встречалась с участниками великих сражений, слушала и записывала их рассказы, сопереживала, глотала слезы над рассказами о трагедиях, хохотала над солдатским юмором, мыслями уносилась с ними в годы их юности, выслушивала, как складывались судьбы в послевоенное время. Шпаков Иван Федорович, Дроздов Василий Павлович, Виктор Антонович Дубовский, Горбач Анна Илларионовна, Кинчина Юлия Георгиевна, Костылев Алексей Степанович, Лапин Борис Ильич, Радченко Федор Михайлович, Сахаров Евгений Михайлович, Сиротина Александра Ильинична, Соколов Аркадий Георгиевич, Тайков Михаил Сергеевич, Тихов Николай Иванович, Франчук Филимон Лазаревич, Шахов Николай Никанорович, Штаханов Николай Кириллович и многие, многие другие…

Они завоевали Победу, принесли мир, много труда положили, чтобы трофейная область стала нашей малой родиной. Нет их среди здравствующих. Они заняли свое место в бессмертном полку бесплотного воинства защитников и откуда-то сверху смотрят на нас сегодняшних. Но пока мы помним – они живы… Ушли, ушли незримой тропой герои, но в моих рассказах они по-прежнему живы. Открывая ту или иную старую газетную страничку, я вспоминаю их голос, улыбку, жесты, глаза. Любимый мой, уважаемый читатель, не суди строго, прошу, пусть сегодня они побудут с нами такими, какими я их помню – настоящими, строгими и добрыми, милосердными к товарищу и беспощадными к врагу, улыбчивыми и задумчивыми… Живыми!.. Я не стану писать об их уходе. Пусть небольшие очерки о воинах-победителях будут моей благодарностью им, защитникам, и светлой памятью миллионам ушедшим.

Людмила ОХОТА


Иванами гордится Россия
satin 52cb7Воскресным днем 22 июня 1941 года радио передавало обычные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали, когда по радио выступил Молотов: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну»…

Началась одна из самых кровопролитнейших войн в истории ХХ века. В стране была объявлена мобилизация. Мужчины уходили на фронт. А женщины и дети, взвалив на свои плечи всю работу, ковали Победу в тылу. Сеяли хлеб, стояли у станков... Все для фронта, все для Победы. И верили, надеялись, ждали: придет долгожданный мир, вернутся домой родные люди, будет все, как прежде. Но бежали дни и месяцы, шли годы, продолжалась война, и подрастающие мальчишки надевали на себя форму, брали в руки оружие и уходили от родного порога по тяжким фронтовым дорогам.

...В 1941 году Иван Сатин из деревни Жжониха Ивановской области учился в Шуйском индустриальном техникуме. Утром 22 июня он и его товарищи по общежитию услышали по радио весть о том, что началась Великая Отечественная война. Вот что вспоминал черняховец, ветеран Иван Сатин:

- В тот же день, после объявления войны, из общежития нас выселили. Помещения стали готовить под госпиталь, а мы, студенты, разошлись по домам. Я вернулся в свою деревню. Работал в колхозе, помогал родителям, чем мог. А через год меня призвали в армию...

25 декабря 1942 года Ивана Сатина направили в город Вольск в первое военное техническое училище. Там парнишка изучал самолеты, старался запомнить все, что говорили преподаватели...

- В 1944 году нас, недоучив, выпустили сержантами, продолжал свой рассказ Иван Павлович Сатин. – Меня направили на Западный фронт в Великие Луки в 33-й истребительный полк 125-й дивизии. Авиация продвигалась вперед: Великие Луки, Резекне, Двинск… Наступил май 1945 года. Победу мы встретили под Ригой. Узнали о капитуляции фашистской Германии по радио в 3 часа ночи. Один боец у нас хорошо владел английским языком. Вот из передачи англичан и узнали. Сколько ракет выпустили! Сколько выстрелов в воздух было! Радовались, как дети! Что-то кричали, обнимались, кто-то плакал, кто-то отплясывал... Жаль было фронтовых друзей, которые совсем чуть-чуть не дожили до Победы. Мой сослуживец Алексей погиб буквально за два дня до объявления мира... Разбился. Самолет отказал на высоте 7 тысяч метров. В 1985 году в Пружанах в Белоруссии проходил слет фронтовиков. Там я встретился с командиром своего полка, героем Советского Союза полковником Яхновым, работавшим после войны в Рязани, и командиром части полковником Петровым, который жил и работал в Свердловске. Встретились, как родные... Столько воспоминаний было! Одно время даже переписывались. Но уходят из жизни мои боевые товарищи, годы берут свое…

У Ивана Павловича Сатина за долгую жизнь было много наград: Орден Отечественной войны II степени, медали. В послевоенной жизни ветеран удостоился Знака почета за труд. Есть у него еще одна медаль – медаль Дружбы. В удостоверении к награде написано: «В знак благодарности за братскую сердечную помощь во имя дела построения социализма в Демократической Республике Вьетнам. Ханой 1966 год, премьер-министр ДРВ. Занесено в Почетную Книгу». Иван Павлович Сатин, солдат Великой Отечественной войны, не участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, но это не значит, что жил он там под мирным небом. Вот что он рассказывал: «Во Вьетнаме работал два года - с 1964 по 1966-й. Монтировали вертолеты, готовили технику, обучали вьетнамских пилотов. Нас «клевали» американцы, мы - американцев. В боях я не участвовал, но под бомбежками был. Нас бомбили в Ханое, бомбы сыпались на город, порт, пригороды».

Толстый и тяжелый альбом с фотографиями, орден и медали, множество Почетных грамот и Благодарственных писем, в них воспоминания, голоса друзей, их лица. Время застыло на страничках фотоальбома. В шкатулке хранятся свидетельства мужества, героизма, отваги, свидетельства самоотверженности, готовности прийти на помощь. Русский солдат Иван, родом из Ивановской области никогда не был захватчиком. Иванами гордится Россия, Иван – из племени освободителей, победителей и бескорыстных помощников, подставляющий свое плечо тому, кто в нем нуждается...

zikin 9adfeВсем смертям назло!


Ветеран Великой Оте-чественной войны, участник штурма Инстербурга Василий Петрович Зыкин принял боевое крещение в 1942 году под городом Кировом Орловской области. Радист-пулеметчик, танкист. Прошел фронтовыми дорогами, освобождая Белоруссию, Литву, Восточную Пруссию. Освобождал Гомель, Витебск, Вильнюс, Каунас, принимал участие в форсировании Немана, штурмовал города-крепости Инстербург и Кенигсберг.

Под Витебском получил серьезное ранение. Но выжил, выжил всем смертям назло! Лечился в санбате, в госпиталь упросил не отправлять, вернулся в родной экипаж – боевые друзья дали друг другу клятву – быть вместе до Победы. Одним из первых на своем танке ворвался на улицы Инстербурга. Человек интереснейшей судьбы, настоящий воин-освободитель.

В домашнем архиве Василия Петровича фотографии и Благодарственные письма, подписанные Иосифом Сталиным. Десять Благодарностей от главы государства, отца народов, одна из них дана как «Участнику вторжения в Восточную Пруссию». Отважный танкист награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, «солдатским орденом» - медалью «За боевые заслуги», медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией»...



Фронтовики, наденьте ордена!


Иван Дмитриевич Ефремов приехал в Черняховск в 1996 году. Он бы и раньше переехал, да дела не efremov 55531пускали – работал в дорожном управлении. Ушел на заслуженный отдых в 80 лет. В июле 1994 года Ивану Дмитриевичу исполнилось 94 года… Трудно в таком возрасте одному, вот и переехал к дочери из Кривого Рога в Калининградскую область. Он – Ветеран войны и Ветеран труда. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За победу над Японией», одиннадцатью юбилейными медалями. Гвардии майор в отставке. Воевал с 1942 по 1945 год на Ленинградском, I и II Прибалтийских фронтах.

Родился и рос в многодетной семье. Две сестры, два брата и он - младший Иван. Семья жила в селе Богословка Тамбовской области, родители трудились, рук не покладая, чтобы прокормить детей. Да только подкосил голод - в 1933 году умерли и отец, и мать, и сестренка. Прошло несколько трудных лет, и в 1937-м призвали Ивана Ефремова в ряды Красной Армии. Служил он в маленьком городке на Украине…

Вспоминая прошлое, Иван Дмитриевич размышлял:

- Перед войной чувствовалась напряженная обстановка. Неспокойно было. Мы с ребятами после отбоя иногда говорили, что вполне может начаться война, нужно быть к ней готовыми. Я не стал после демобилизации возвращаться домой, закончил восьмимесячные курсы и получил звание лейтенанта. Пришел лейтенантиком в войска связи, тут и война началась. Правильно сделал, беда-то вон она, рядышком была. Командовал взводом, потом ротой, а потом и батальоном. Первые дни войны встретил на Западной Украине. Фашисты быстро продвигались по нашей территории. Так получилось, что немцы нас отрезали, и мы попали в окружение. Было это под Львовом, мы пытались прорваться, меня ранило. Из окружения полмесяца буквально выползали, шли ночами лесом, степью, от усталости качало. Вышли к небольшой станции под Одессой, там наших собралось около батальона. Меня в госпиталь отправили, а после госпиталя в тыл на формирование.

Я принял командование батальоном связи, и нас направили на Ленинградский фронт. Воевал, обеспечивал связь боевых подразделений. Войну закончил в Кенигсберге. Но для меня она еще продолжалась. Отсюда, из немецкого города, занятого советскими вой-сками, нас погрузили в эшелон и отправили в Манчжурию. С япошками долго не канителились, провоевали всего полтора месяца. На этом, наконец, моя война и закончилась. Брат мой, Григорий, с войны не вернулся, погиб. Брата Николая тяжело ранило. У меня тоже ранение было. Не пощадила война нашу семью.

С армией я не расстался. Продолжал служить на Дальнем Востоке до 1956 года. Когда уволился в запас, переехал с семьей на Украину. Устроился на должность начальника отдела кадров в дорожное управление. Началась моя гражданская жизнь. Работал, растил дочерей. Сил хватило трудиться до 80 лет…
Приходит в сны война...


ilyina af8d8Медицинская сестра, сестра милосердия, сестричка... Хирургической медицинской сестрой Мария Ивановна Ильина проработала 47 лет. Давно уже зовут ее Марией Ивановной, а когда-то была Машенькой, Марийкой, дочкой, сестричкой. Юность ее прошла в белом халатике черными дорогами войны, озаренными заревом пожарищ, под дождем смертоносных разрывов.

Родилась Машенька Баранова в большой деревенской семье в Белоруссии аккурат перед большим праздником Преображения Господня – 13 августа 1922 года. Тот год был урожайным на яблоки и хлеб, за окном хаты стоял густой лес зонтиков укропа, прилегла к земле пожелтелая картофельная ботва. Пряный запах укропа смешивался с медовым ароматом яблок, а груши сверкали на солнце янтарными боками. Щедрый был август, и собеседница моя – уже не Машенька Баранова, а Мария Ивановна Ильина – щедра душой и сердцем, всю жизнь творила добро, спасая человеческие жизни.

Была Марийка десятым, последним ребенком в семье Барановых. Бедно жили, но за хлебом по людям не ходили, и дружно друг за друга горой стояли, а уж Машутке вся нежность и ласка достались – последыш, материн «мизинчик». В 1938 году окончила Марийка восьмилетку и поступила в двухгодичную школу медсестер в Могилеве. В 1941 году сдавала экзамен «Латынь», а преподаватели торопили, дескать, скорее, скорее... После экзамена и объявили страшную весть: началась война. Вспоминая военные годы, Мария Ивановна в волнении стискивает руки, переживая заново мгновения ужаса от непоправимого. Казалось бы, только-только окончила школу, получила профессию, начинается большая взрослая жизнь, открыты все пути-дороги, вольные, счастливые. Только вот вышли они фронтовыми-огневыми.

- Нас отправили в медучилище разворачивать госпиталь. 25 августа поступили первые раненые. 29 августа подошел санитарный поезд, нужно было эвакуировать раненых в Орел. Я была в числе сопровождающих. По пути эшелон бомбили, мы с ранеными бежали в лес, после бомбежки ехали дальше. Разгружали поезд в Воронеже. Там оставили раненых, а нас отправили в запасной полк в Орел. Могилев уже заняли фашисты, бомбили и Орел. Я работала в Орле в полевом эвакогоспитале до мая 1942 года. Когда началось наступление, мы двигались за фронтом. Потом меня перевели в хирургический госпиталь. Приходили санитарные поезда, мы разгружали раненых. Укладывали на носилки прямо во всем обмундировании, с оружием. Раненых было так много, что не хватало места. Помню, в селе Никольском были бои, к нам буквально потоком привозили раненых. Ранения и черепные, и грудные, и в живот... Делали операции. Зовет, бывало, раненый: «Доченька, дай водички, жжет, мочи нет...». А как дашь? Нельзя, ранение в живот... А они руки тянут, мечутся, повязки в бреду пытаются снять. И умирали солдатики, не все выживали. Что поделаешь, судьба. Стоны, крики, кровь. Насмотрелась... Всю жизнь хирургической медицинской сестрой проработала, 47 лет отдала медицине, казалось бы, ежедневно больные, операции, а война и сегодня снится. Это и есть моя Орловско-Курская дуга, что не уходит, живет в памяти по сию пору. Некогда было думать о чем-то. Принимали раненых, таскали носилки, оперировали, а ночами стирали, мыли, чистили. А госпиталь бомбили…

Медики шли за фронтом, спасали, возвращали к жизни воинов. Мария Ивановна, пожалуй, нельзя сказать иначе, чем так – удостоена звания «Почетный донор СССР». Сестра милосердия, сестричка, она щедро делилась драгоценными, несущими жизнь каплями своей крови с ранеными. А потом стояла у хирургического стола, помогая хирургам. Она продолжает делиться воспоминаниями:

- Стояли в Бобруйске. Я работала в медсанбате стрелковой дивизии в качестве медсестры операционно-перевязочного блока. Освобождали Польшу, и снова шли за фронтом. В январе 1945 вошли на территории Восточной Пруссии. Победу встретила в Пиллау (Балтийск), бои там были сильные. Демобилизовалась в июле 1945 года. Как узнали о Победе? Нам объявили, что окончена война. Как мы были рады! Пели, смеялись, были счастливы, что остались живы. И, конечно, плакали – много друзей погибло. Но что поделать, у каждого своя судьба…

Кстати, о судьбе. О судьбе моих однокурсниц ничего мне не известно, раскидало нас по путям-дорогам фронтовым. Но в 1980 и 1982 годах встречалась я в Москве с командиром медсанбата, медицинскими сестрами, врачами и журналистом фронтовой газеты, не помню, как она называлась. Мы много лет переписывались, поздравляли друг друга с днем рождения. Многие уже умерли, но кто-то дожил и до 65-летия Победы... А после демобилизации работала я в воинской части в Черняховске до 1947 года. Сразу после войны мы расписались с Петром Ильичом Ильиным. Я с ним познакомилась в медсанбате в 1945 году, он был начальником штаба нашего медсанбата. Знала его по работе давно, а судьбоносным днем считаю 8 марта 1945 года, когда Петр подписал приказ о моем награждении. Мне вручили вторую медаль «За боевые заслуги», первую я получила в 1942 году. Сразу после войны поженились. В 1982 году Петра не стало. До 1947 года я работала, потом дочка Тамарочка родилась, была с ней дома до 1949 года. Подросла дочка и пошла я на работу в железнодорожную больницу. В 1950-м мужа перевели в ГДР, и я уехала с ним. Работала в военном госпитале операционной сестрой. Затем вернулись в Черняховск, пошла работать в узловую больницу. В 1977 году вышла на пенсию, но продолжала работать до 1990 года. Это только первое время на войне было страшно, а потом привыкла. Человек ведь ко всему привыкает, к крови, боли, только вот не могу забыть эту войну, снится...

Старший сержант медицинской службы Мария Ивановна Ильина награждена Орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», двумя медалями «За боевые заслуги», юбилейными медалями.

Горели небо и земля...


korsun b6f97Николай Харитонович Корсунь родился в 1920 году. Стаж службы в армии 25 лет и 7 месяцев. С 30 июля 1941 года по 9 мая 1945 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны на Западном фронте, втором Белорусском фронте. Участник Орловско-Курской битвы. Побывал в самом аду, но вернулся оттуда живым...

…Битва на Курской дуге началась на рассвете 5 июля 1943 года и стала одним из важнейших этапов на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. По размаху, напряженности и результатам она стоит в ряду крупнейших битв Второй мировой войны. Битва продолжалась менее двух месяцев, за это время на сравнительно небольшой территории произошло ожесточенное столкновение громадных масс войск с привлечением самой современной по тому времени боевой техники. В сражении с обеих сторон было вовлечено более 4 миллионов человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков и самоходных орудий и до 12 тысяч боевых самолетов. В этой битве горели небо и земля… И именно в этой кровавой мясорубке сражался и наш земляк, майор Николай Корсунь.

Трудными верстами войны дошел он до самого логова фашизма. Войска I и II Белорусских фронтов с рубежа рек Одера и Нейсе начали грандиозное наступление. В штурме Берлина с советской стороны участвовали 41 600 орудий и минометов, более 6 250 танков и самоходный орудий, 7 500 самолетов. Десять дней на улицах Берлина шли ожесточенные бои. Берлин превратился в руины, оплот фашизма стал горой обломков. Советские воины в результате атаки оказались у стен рейхстага. В самом рейхстаге бои шли ожесточеннейшие. Здесь же находилась группа под командованием капитана Макова для водружения над логовом фашизма Красного Знамени. Разведчики 756-го полка сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария выполнили приказ. Утром 1 мая 1945 года над рейхстагом развевалось Знамя Победы. Берлинский гарнизон капитулировал.

Закончилась одна из самых кровопролитных войн в истории человечества. Там, в Берлине, Николай Харитонович Корсунь и встретил долгожданную Победу. За проявленное мужество и самоотверженность, он был награжден Орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», медалью «За безупречную службу», медалью «За победу над Германией» и десятью юбилейными медалями.

Ваша реклама