gototop

CCF28042020 00000 4b5abМои усилия по изучению истории Клуба летчиков, которые я прилагаю в последнее время, несмотря на препоны со стороны пандемии (будь она неладна), больше напоминают изнурительный труд археологов (а с их работой я знаком не понаслышке). Так вот – сначала работаешь лопатой, а затем, когда открываются культурные слои, начинается медленный кропотливый труд с помощью ножа и кисточки. Так и в случае с историей Клуба летчиков – копнул, а там!.. В общем, буду и дальше изучать. Надеюсь, что результаты моей работы не прискучат нашим читателям.

Итак, сегодня речь не столько о людях, имевших непосредственное отношение к Клубу летчиков, и даже не о самом здании. Разговор сегодня о… памятнике! О самолете, что сверкал в лучах прибалтийского солнца, пытаясь сорваться с постамента во дворе Клуба и взмыть в небеса. А если уж быть точным, то о двух макетах этих самолетов. Ибо, как мне удалось выяснить, был он не один. Нынче выросшие елки своими темно-зелеными лапами пытаются спрятать от взоров прохожих и пустые глазницы оконных проемов здания, и неумолимо разрушающийся постамент, вершину которого когда-то венчал макет крылатой боевой машины – напоминание о славе 4-го гвардейского Новгородского бомбардировочного авиационного полка.

Первым самолетом, украсившим упомянутый постамент, стал МиГ-21 – сверхзвуковой истребитель третьего поколения, детище ОКБ Микояна и Гуревича. Это была самая распространенная за всю историю сверхзвуковая боевая крылатая машина и, собственно, самый массовый истребитель третьего поколения.

Вторым самолетом, точнее, его макетом, стал Пе-2 – легендарная «Пешка» - советский пикирующий фронтовой бомбардировщик времен Великой Отечественной войны. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА. Кстати, почему-то вспомнилось – советский кинофильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», по мнению ветеранов, самый реалистичный фильм о войне в воздухе.

Вот что мне удалось узнать про макет-памятник с треугольным крылом – МиГ-21. Его изготовили в ТЭЧ (технико-эксплуатационной части) в группе регламентных работ СД (самолеты-двигатели), в которой, кстати, служил и мой отец, а потом, выйдя на пенсию, работал там же как гражданское лицо. По одной из версий, установили макет самолета к тридцатилетию присвоения полку почетного наименования «Гвардейский». Под его крылом проходили все массовые мероприятия, я имею в виду построения и парады. К нему приводили школьников на экскурсию. Стоит отметить, что в Клубе летчиков в свое время был один из лучших городских музеев боевой славы. Кроме того, у подножия постамента была заложена капсула с новгородской землей, привезенная ветеранами Новгорода.

i 1 45e28В далеком 1944 году за мужество и героизм, проявленные в боях за освобождение Новгородской земли, полк получил еще одно почетное наименование: «Новгородский». И по воспоминаниям моих собеседников, представители администрации Новгорода не раз приезжали в наш славный Черняховск на празднование Дня Победы. А еще у подножия постамента, точнее, по бокам, были установлены два винта, когда-то крутившихся на самолете звена управления штаба бомбардировочной дивизии, в состав которой входил полк. Их установили как дизайнерское решение – для завершенности композиции. Однако упомянутый МиГ-21 – машина послевоенного времени и, как вы понимаете, к боевой славе полка, которую он заработал в боях во время Великой Отечественной войны, отношения не имеет. Это понимало и командование, а потому на смену макету МиГ-21 пришел макет легендарной «Пешки»…

Мне пришлось потрудиться, чтобы восстановить историю создания макета Пе-2 и его водружения на постамент у Клуба летчиков. Было опрошено несколько человек, но самые важные сведения пришли от одного из создателей макета-памятника Владимира Тархова из… славного города Одессы, где он ныне и проживает. Итак, капитан Владимир Тархов, бывший начальник Клуба летчиков (с 1980 по 1991 год). По его сведениям, автором памятника стал полковой секретчик Александр Федоренко. Однако, по другим сведениям, автором макета Пе-2 был и Николай Цариценко – техник полка… В связи с этой путаницей мне пришлось задействовать старые связи и встретиться с последним начальником Клуба летчиков, подполковником запаса Игорем Бондарем, бывшим инженером эскадрильи майором запаса Владимиром Балацким, а через него и с упомянутым выше одним из авторов макета Николаем Цариценко. И вот что мне удалось выяснить.

Итак, дело было где-то в 1979-80-м году. Как я уже упоминал выше, установленный на постаменте МиГ-21 к боевой славе полка имел весьма отдаленное отношение, и поэтому было принято решение заменить его на легенду Великой Отечественной войны – пикирующий бомбардировщик Пе-2. Творческий дуэт Александра Федоренко и Николая Цариценко (ага, значит, авторов все же было два!), закатав рукава, приступил к работе. Причем к процессу офицеры подошли творчески, очень тщательно и педантично. В ход пошли и старые военные i 2 f0458фотографии, часть из которых хранилась в музее Клуба. По ним Александр Федоренко составил чертеж макета. А уже по чертежу Николай Цариценко, тогда еще молоденький лейтенант, создал макет «Пешки». В ход шли самые что ни на есть подручные материалы – дерево, картон, эпоксидный клей… В общем все, что имелось в аэродромных закромах (в основном, конечно, в ТЭЧ). Изготавливали модель в Клубе летчиков, и на ее создание ушел не один месяц. Когда же творение двух мастеров – Александра Федоренко и Николая Цариценко – было готово, пришлось снимать оконные рамы и, поговаривают, частично разбирать оконный проем, чтобы вытащить макет Пе-2 к месту установки. Причем для этого был задействован даже автокран.

И вот где-то в 1980 году легендарную «Пешку» водрузили на постамент у Клуба летчиков, оттеняемый уже подросшими елочками. Авторы памятника установили не просто макет самолета, они… усадили в него и его экипаж, манекены которого также были изготовлены из подручных средств. И когда на одно из полковых мероприятий прибыли ветераны… В общем, они не только удивились новому памятнику, но и в шутку с восторгом говорили: «А вон я сижу за штурвалом», «А я за тобой»…

На этом наша хроника пикирующего бомбардировщика не заканчивается. «Пешка» двадцать лет высилась на постаменте, замерев в вечном порыве взмыть в бесконечную лазурь огромного неба. А у подножия по сезону на клумбах цвели цветы, по бокам росли елки, словно безмолвные часовые… На праздники торжественным строем мимо него проходили полковые коробки, а жены и дети военных стояли в стороне с гвоздиками в руках…

Время – неумолимый палач. Макет ветшал… Все не вечно в этом мире. И вот в 2000 году начальник Клуба летчиков Игорь Бондарь принимает решение отдать памятник на реставрацию. В ТЭЧ ему выделили ведро эпоксидки и кое-какие материалы. Макет Пе-2 сняли с постамента и отвезли в… ДЮЦ. Да-да, именно в Детско-юношеский центр. Тогда там работал (впрочем, как и сегодня) кружок авиамоделирования. Руководил им бывший военный летчик, подполковник запаса Григорий Горчаков. Он и отреставрировал памятник. Надо отметить, что к тому времени Клуб летчиков как военный очаг культуры уже не работал, но небольшой штат сотрудников в нем все же сохранился – уборщица, сторож и начальник. Они продолжали следить за состоянием памятника и прилегающей к нему территории. Но, увы, все закончилось. Памятник демонтировали, экспонаты музея вывезли в областной центр, капсула с землей была вынута и какое-то время хранилась в части. Дальнейшая ее судьба неизвестна…

Сейчас о том, что около Клуба летчиков когда-то был памятник, напоминает лишь осиротевшая стела. А макет Пе-2, легендарная «Пешка» времен Великой Отечественной войны наконец-то исполнила свою мечту – сорвалась с постамента и навечно ушла в синее небо над Черняховском, оставив нам лишь память о славном военном прошлом 4-го Гвардейского смешанного авиационного Новгородско-Клайпедского Краснознаменного имени маршала авиации И.И.Борзова полка...

Подготовил Сергей НЕДОСЕКИН