
Лишь изредка забредали на страницы некоторых журналов и газет скупые упоминания о йети (он же снежный человек, он же алмасты), о посещении летающими тарелками «напрочь прогнивших» Соединенных Штатов, да о появлении на океанских просторах морского змея. Ах, да! Еще портил картину, не вписываясь в основы марксизма-ленинизма, загадочный Бермудский треугольник. Но время шло и хаос в паранормальных явлениях приобрел своеобразный порядок. Определились направления, солидные ученые стали рассуждать о возможности параллельных миров, а также о том, что мы, согласно верованиям индусов, как пел Владимир Высоцкий, «не умираем насовсем».
В советское же время подобными материалами нас баловал, пожалуй, один только журнал «Техника – молодежи». Родители мои мне его выписывали. И я с нетерпением ждал очередных фантастических рассказов о снежных людях, о летающих тарелках... Читал и мечтал с какой-нибудь экспедицией отправиться на неведомые дорожки в поисках невиданных зверей. Да что греха таить – уже в зрелом возрасте я представлял себя в экспедиции на Кольский полуостров в поисках следов таинственной Гипербореи. Что ж, как говорится, мечтайте! Придет время, и мечты сбудутся. Пусть не так, как хотелось, но все же. И, как вы уже, наверное, догадались, сегодняшний материал именно о такой экспедиции. Причем не пришлось отправляться за тридевять земель. Оказалось, что и у нас под боком порой происходят загадочные явления. В общем, вперед! На встречу с таинственным.
Череп в дыму

Камсвикус, корова и кошка
Чуть позже участница событий, а человек она не местный, поведала мне легенду, которая хорошо известна всем черняховским любителям краеведения. Кстати, происходили события той легенды, судя, по ее словам, где-то в районе поселка Тимофеевка. Легенда о злом хозяине замка Камсвикус (окраина поселка), его несчастной жене, обращенной в корову, и таинственной кошке. Согласно старой сказке, они шляются ночью в тумане по окрестным полям. То ли злобный владелец замка гоняет корову, то ли она его пытается поднять на рога, в отместку за испорченные годы, а кошка гоняет их всех вместе, в том числе и случайных зрителей, а, может, просто гуляет сама по себе. Однако свидетельств о смертельных исходах или таинственных исчезновениях местных жителей в анналах истории так и не было зафиксировано.
В путь
Рябиновые ловушки
Пока я топтался на месте, опыляя себя невероятно вонючим репеллентом от мошкары, гнуса и прочей кровососущей дряни, мой напарник успел сделать кружок, обследовав территорию. Кашляя и чихая, я продолжал руками отгонять от себя насекомых, которым, в отличие от меня, было глубоко наплевать на спецхимию, а спец по нежити в это время уже ставил палатку. К слову, палатка легендарная – она видела сверкающий снег на Эльбрусе, побывала на крупнейшем горном массиве Кольского полуострова – Хибинах, и даже ночевала на Зубе Дракона (горный хребет Ергаки в Западных Саянах). Воздвигнув палатку, он отправился на новый круг – ставить рябиновые ловушки на привидения. Кстати, рябина издревле почиталась нашими предками, как священное дерево. Они верили, что в ее ветках прячутся молнии Перуна. А еще ее высаживали на могилах, чтобы не дать умершим восстать в виде призраков. Бросив меня одного у костра, мой напарник не учел некоторых нюансов. Например, жары и мошкары. Пот тек с меня градом, заливая глаза, досаждала мошкара, и я машинально бросил в костер ветку боярышника. Чего категорически делать было нельзя, ибо дерево это мистическое. В древности колдуны делали из него себе посохи, а ведьмы протыкали его колючками восковые фигурки, насылая на людей порчу. Кроме того, там, где растут вместе дуб, осина и боярышник, показываются людям феи (нет, не черняховская фея замка – Влада Геннадьевна Смирнова, она же начальник управления культуры, а настоящие феи). Рядом с нашим костром лежал вросший в землю камень. Его поверхность была плоской, словно ее специально отшлифовали. Как говорят археологи, если где-то в гордом одиночестве лежит подобный камень, то, вероятно, это жертвенник. Осина там есть, дубы просто шикарные, ну и… Ветка боярышника тем временем затрещала и задымила сухими листьями, отогнав, кстати, мошкару. Смеркалось, и мы надеялись, что сумеем если уж не поручкаться с обитателями потустороннего мира, то хотя бы их увидеть.
Разговоры у костра
До полуночи было еще далеко. Костер трещал, в котелке булькала похлебка. Комарье куда-то испарилось. Со стороны речки доносились голоса, казалось, что там, на берегу, куча народу, а на самом деле не было никого. Впрочем, этот акустический эффект хорошо знаком всем, кто любит походы. Не знала о нем только моя знакомая, поэтому, округляя глаза, рассказывала, как кто-то их там из темноты звал чуть ли не по именам. Беседа у костра была соответственно тематике. Мы говорили о таком явлении, как меряченье, об экспедиции русского писателя, оккультиста Александра Барченко на Кольский полуостров в двадцатых годах прошлого столетия с целью изучить этот феномен. Та экспедиция была организована спецотделом ОГПУ. Точные ее результаты неизвестны – в 1938 году Барченко расстреляли, а результаты исследований засекретили. Говорили мы и о схожести религиозных сюжетов, и о многом другом…
Там кто-то есть

Ночная фотосессия
Вернувшись на стоянку, я чуть не задохнулся от красоты. Туман залил всю долину. В призрачном свете луны стояли черные часовые – одинокие деревья, утопавшие в молочных волнах тумана. Над ними в ночном небе вырисовывались четкие контуры облаков. Камера, штатив и вперед – делать снимки этого фантастического пейзажа. Ночью я сделал целую серию, а когда дома стал рассматривать фотографии… И снова я забегаю вперед.
Разговор под ночным небом у костра, после возвращения с первой вылазки, был прерван еще одним зрелищем. Впрочем, вполне прозаическим. Над нами в невероятной выси прошел пассажирский авиалайнер. Обычно в ночном небе просто видны мигающие огоньки, а тут он светился весь! Поужинав (хотя для ужина было поздновато, ибо небо на востоке уже начало светлеть, так что скорее это был ранний завтрак), мы снова отправились проверять ловушки.
Неспокойная могила
Сама форма рябиновой ловушки – кольцо. Оно раскрывается, если приходит нежить, причем раскрывается в том направлении, откуда она пришла. И ловушки раскрылись! И привели нас на наше кладбище – к могиле мужчины, умершего в 1984 году в возрасте 78 лет! Его фотография на надгробье заставила нас переглянуться – у меня и у моего напарника возникло четкое ощущение, что мы его недавно видели в городе! Не знаю, правда, как, но мы постараемся что-нибудь узнать об этом человеке.
Ночной гость
Вернулись на базу, когда уже совершенно рассвело. Дальше ничего интересного не было. Продрыхнув часов до девяти, мы решили не торопиться в обратную дорогу. Уж очень место было живописное! О серьезных дубах я писал, но там еще и сосны! Да какие! Словно сошедшие с картин Шишкина. Как будто именно с них он писал свои невероятные пейзажи! Но все хорошее заканчивается, и вот я уже дома. Душ и сон! А вечером решил посмотреть, что получилось из фотографий. И вот тут мне снова стало не по себе. Как я уже говорил, фотокамера часто «видит» тех, кого не видит наш глаз. Ночью в роще, когда мы там были первый раз, около одной из могил из-за сосны на нас смотрел призрак старика! А молочный туман в долине в финальной фотографии серии, о которой я упоминал, сформировал силуэт деда в ушанке… Ну вот, скажете, автор «лапшу нам вешает». Думайте, что хотите, но в ту ночь дома я спал с включенным светом, хотя особой пугливостью никогда не отличался. Конечно, это могла быть игра света и тени, могли быть какие-то разводы на зеркале или объективе камеры – ведь на улице было сыро. Но ведь и ловушка сработала! Верю ли я в это сам, или нет? Не знаю, но и отрицать фоторезультат экспедиции не могу.
И в завершение столь необычного материала скажу – «потусторонняя» тема меня заинтересовала. На примете у меня еще несколько мест и случаев проявления потусторонней силы. По мере сил и возможностей я постараюсь там побывать, чтобы изучить необычные явления.
Текст и фото Сергей НЕДОСЕКИН