gototop
Баннер

gototop
678 18a697 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Кенигсбергская область в составе РСФСР. 7 сентября 1946 года город Инстербург получил имя самого молодого полководца Великой Отечественной войны – генерала армии Ивана Даниловича Черняховского…

Сегодня мы начинаем цикл публикаций о семьях переселенцев, приехавших в город в первые годы после окончания войны. Эти воспоминания нам любезно предоставила Черняховская ЦБС, за что мы выражаем огромную благодарность…

Итак, по волнам памяти черняховцев мы отправляемся в первые десятилетия истории Калининградской области...


РАССКАЗЫВАЕТ Ольга Ивановна Сидоренко

4 d7bc2На тихой зеленой улице Элеваторной, что на окраине города Черняховска, жил ветеран труда, ветеран Калининградской области Павел Максимович Петриченко, мой дядя. До 2015 года жива была супруга Павла Максимовича, Варвара Захаровна, тоже ветеран труда. О них мой рассказ.

Нелегкая доля выпала поколению Павла Максимовича и Варвары Захаровны: голодные годы детства, послевоенная разруха, восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Судьбы этих людей, как и многих первых послевоенных переселенцев в Калининградскую область, очень похожи. Судите сами.

Павел Максимович родился на Украине 14 апреля 1927 года в селе Александрополь Белолуцкого района Луганской области. Закончил 4 класса школы. Отец, получивший контузию на гражданской войне, умер рано, когда мальчишке было всего семь лет, и мать растила четверых детей одна. Мальчишкой ему пришлось работать в колхозе: с поля на волах возил снопы, разные грузы, выполнял любую работу, что ему поручали. Оставшись за старшего в доме, помогал матери по хозяйству: пахал огород, косил для коровы сено. То есть делал обычную для крестьянского парня работу. Вспоминал Павел Максимович и страшный голод 30-х годов на Украине. Тогда от некогда большого села в 110 изб осталась половина, остальные односельчане умерли с голоду.

В октябре 1945 года его призвали в Красную Армию. Службу проходил в Харьковской области. Он прослужил два года и три месяца, когда его свалил сыпной тиф. Позже к этому заболеванию прибавилось еще одно – туберкулез легких.

Солдата положили в госпиталь в городе Харькове, долго лечили, а после комиссовали. В справке, выданной военно-врачебной комиссией, указана причина заболеваний: «по причине пониженного питания».

2 79814В город Черняховск Павел Максимович приехал в 1948 году, сразу после лечения в Харьковском военном госпитале. К тому времени его мать, Елена Матвеевна Петриченко, в 1947 году со своими детьми уже приехала в Черняховск. Почему именно в этот город?

Павел Максимович вспоминал, что на родине мать дружила с деревенской семьей по фамилии Зинченко. Их сын, Степан Зинченко, после фронтового ранения лечился в военном госпитале Инстербурга, а после лечения остался там же на сверхсрочную службу и позвал к себе родителей. Родители Степана собрались к нему ехать, а с ними и Елена Матвеевна, подхватив своих троих детей, да еще и сироту племянника. В Черняховске Елене Матвеевне на всю большую семью дали одну комнатку на улице Элеваторной в сохранившемся немецком двухэтажном особнячке, под номером 24. В особнячке, превращенном в коммуналку, кроме семьи Петриченко, жили еще пять семей. Комната Елены Матвеевны располагалась на втором этаже и была самой светлой и солнечной в доме. Там стояла печь с плитой, имелся выход на полукруглый цементный балкон, с которого открывался чудесный вид в сад. Так в незнакомом краю семья Петриченко и начала свою новую трудовую жизнь на благо города, ставшего им второй родиной.

В эту небольшую комнатку на втором этаже немецкого особняка и приехал к семье после госпиталя Павел Максимович. Елена Матвеевна работала истопником на очень важном в те годы стратегическом объекте – городских элеваторах. Туда же 6 февраля 1948 года в военизированную охрану на должность пожарного устроился и Павел Максимович. Через год по направлению предприятия он окончил курсы шоферов грузовой автомашины, прошел стажировку, и ему доверили должность «шофер спецмашины В.О. объекта №24».

В 1952 году Павел Максимович перешел на работу в Черняховскую «Автоколонну-1801» и до самой пенсии проработал на этом предприятии шофером. Вначале на протяжении одиннадцати лет водил пассажирский автобус по пяти имевшимся в то время городским маршрутам. Эти автобусы сборки Львовского автозавода («ЛАЗы») были большими и вместительными, ходили четко по расписанию по несколько раз в час. В каждом автобусе кондуктор с сумкой на плече, она продавала пассажирам билеты, которые стоили 4 копейки, а для детей до 7 лет проезд был бесплатным. В те первые послевоенные годы центр города лежал в руинах, по улице Первомайской (ныне Ленина) пассажирские автобусы маневрировали, объезжая груды кирпичей от разрушенных зданий. Было обычным делом, когда отработав неделю на своих предприятиях, трудовые коллективы шли на субботники. С раннего утра организованными колоннами люди двигались к назначенным объектам, разбирали кучи битого кирпича, убирали мусор, благоустраивали город. Все трудились на совесть. Самыми многочисленными на этих субботниках были коллективы железнодорожной станции и АТК-1801.

3 9797fВ 1964 году на предприятии освободилось место шофера грузового автомобиля, и Павла Максимовича перевели на эту должность. Дали ЗИС-150, машину громоздкую, тяжелую и плохо управляемую. Павел Максимович вспоминает, как во время рейса уже после 500 километров у него опухали плечи от физического перенапряжения. Потом был ЗИЛ-130, кузов и прицеп к которому он собирал собственноручно. И, наконец, за пять лет до выхода на пенсию, он получил шикарную по тем временам чехо-словацкую «Шкоду» с фургоном.

Много воспоминаний связано у ветерана с периодом работы в Автоколонне №1801. Страна наша, Советский Союз, хотя и состояла из пятнадцати республик, была единой. Между республиками не было таможенных постов, пограничных преград, машины не выстраивались в многокилометровые очереди у границ с соседними республиками. Грузовые машины беспрепятственно проезжали из Калининградской области в Россию через Литву, Латвию и Белоруссию. Рейсы длились по неделе и дольше. К примеру, в Москву выписывали командировку на 10 дней, в Ленинград – на 7 дней. В Краснодар, Ростов и Казань – на 10 дней. Грузы были различные, в основном продукция, которую выпускали предприятия Черняховска, ее и везли в разные регионы Советского Союза. Обратными рейсами везли грузы для местных предприятий. Так, с завода «Техмаш» на «большую землю» Павел Максимович возил тиски и другую металлопродукцию. Обратно – станки, детали. С кожевенного завода в Москву вез шерсть. А из Москвы сырье для кондитерской фабрики – сладкую патоку. С Черняховского деревообрабатывающего комбината (ДОК) в Ленинград регулярно возил деревянный шпон для четырех работавших там мебельных фабрик, обратно в Черняховск – зеркала для корпусной мебели. Деревянный шпон возил и в столицу Белоруссии Минск для большой мебельной фабрики, на которой работали заключенные. Из города Новошахтинск Ростовской области для Черняховского ДОКа привозил мебельные лаки. Мебель и знаменитый паркет ДОКовского производства в советское время пользовались большим спросом по всей стране.

scan-15-1 02991Когда Павлу Максимовичу дали «Шкоду» со специализированным фургоном, он стал возить пищевую продукцию: сухое молоко местного маслозавода вез в Москву, сыры черняховской сырбазы и нестеровского завода – в Ленинград и Москву. Колбасы и костную муку черняховского мясокомбината отвозил в Москву и Ленинград.

Бывали и необычные грузы: однажды ему довелось везти из Донецка с фабрики игрушек детские куклы в Литву. Там, в Донецке, при загрузке, он случайно встретил своего двоюродного брата, которого до этого никогда не видел. А дело было так. По приезде на фабрику Павел Максимович, как обычно, подал заявку на погрузку. В заявке указывались имя и фамилия шофера. Бригадир, взяв накладную в руки, долго ее рассматривал, а потом спросил у Павла Максимовича, не родом ли он из села Александрополь? Разговорились. Оказалось, что их отцы – родные братья. Времени у Павла Максимовича на продолжительное общение с братом не было, поскольку срок командировки был четко ограничен, и надо было отправляться в дорогу. Договорились о следующей встрече, когда у Павла Максимовича будет очередной рейс в Донецк. К сожалению, больше командировок в этот город у него не было…

На протяжении многих лет ежедневно сменялись города, встречались новые люди, были разными грузы. Павел Максимович уже и упомнить не мог весь их перечень, что перевез за годы работы в «Автоколонне 1801» - уж очень много их было.

Частыми были и местные грузоперевозки, к примеру, из колхоза «Первомайский» возил зерно на элеваторы. На строительство новых жилых домов и восстановление сохранившихся довоенных зданий возил кирпичи: красный – с правдинского кирпичного завода, белый силикатный – с калининградского.

В 1953, 1954, 1955 годах Павла Максимовича направляли на уборку зерновых на целину: на Алтай, в Саратовскую, Белгородскую области. Урожай был таким богатым, что элеваторы и зерно-хранилища заполнялись до предела всего за два дня. А после свозили зерно на расчищенные среди поля площадки и ссыпали в огромные горы под открытым небом.

В 1968 году Павла Максимовича мобилизовали и направили в Чехословакию для оказания помощи советским войскам. В его военном билете об этом есть такая запись: «Выполнял специальное задание в составе в\ч 01908 в должности водителя».

В советские времена водитель-дальнобойщик вел машину один, без напарника. Как вспоминал Павел Максимович, дороги в то время не были криминально опасными. И можно было без риска съехать ночью с трассы на обочину, в лес, поспать и после продолжить движение. По приезде в крупный город, как правило, ночевали на стоянке в кабине машины, но можно было остановиться в близлежащих гостиницах. К примеру, в Ленинграде была огромная площадка для большегрузных автомобилей, на которой останавливались одновременно сотни машин со всего Советского Союза. Площадка была поделена на зоны по республикам, из которых прибывали машины, из России, Грузии, Белоруссии... Были у водителей-дальнобойщиков и свои любимые столовые, в которых можно было перекусить. Так, Павел Максимович вспоминал столовую в Минске, где готовили очень вкусную фирменную солянку. Он всегда там останавливался, чтобы отобедать.

1 320d8В «Автоколонне №1801» Павел Максимович познакомился со своей будущей женой Варварой Захаровной, которая работала диспетчером и выписывала ему путевые листы в рейс. Варвара Захаровна, как и Павел Максимович, всю свою трудовую жизнь отдала предприятию «Автоколонна №1801», так же, как и супруг, была награждена медалью «Ветеран труда», ей присвоили звание «Ударник коммунистического труда», ее имя было занесено в Книгу Почета предприятия. Всего в трудовой книжке Варвары Захаровны 50 записей о по-ощрениях и награждениях.  

В Калининградскую область семья Варвары Захаровны приехала из Курской области, из села под названием Казачья Локня. Она вспоминала, как в первый же день войны, 22 июня 1941 года, отца забрали на фронт. Мать, Турова Мария Алексеевна, осталась с тремя малолетними детьми. Семье повезло – отец, дойдя до Берлина, с наградами вернулся домой. Варвара поступила в Харьковский кредитно-финансовый техникум. Но закончить его не удалось – на третьем курсе тяжело заболела тифом. Ослабленный голодом организм не выдержал нагрузок, а осложнения на сердце и легкие вынудили вернуться домой. Отец зарезал единственную коровенку, чтобы выходить дочь, в колхозе выписали немного меда. Варвара выжила, но учиться дальше уже не пришлось – по призыву правительства родители завербовались на работу в Калининградскую область осваивать новые земли. Случилось это осенью 1949 года. Поселили всю семью в Славском районе, на острове у старой немецкой дамбы, что на речушке Гильге. Всего семь домишек было на этом острове, а вокруг – вода, вода…. Как вспоминала Варвара Захаровна, очень неприветливо встретила их новая родина: вместо прежней богатой цветущей курской природы – хмурое свинцовое небо, бесконечные холодные дожди, пронизывающие ветра, а по ночам пугающие крики лесного филина. Все селяне работали в совхозе, выращивали скот. В Черняховск семья переехала в 1955 году, и Варвара Захаровна устроилась работать на транспортное предприятие «Автоколонна №1801», где проработала диспетчером до самой пенсии.

Павлу Максимовичу и Варваре Захаровне от Автоколонны №1801 дали одну комнатку в коммунальной квартире на улице Тельмана в доме №22. Позже, когда в семье было уже двое детей, они переселились в мансардную, но отдельную квартирку на втором этаже довоенного немецкого особняка на улице Элеваторной, 22, где жила мать Варвары Захаровны. В этом доме супруги вырастили дочерей, дали им высшее образование. В 2015 году Павел Максимович овдовел, а в 2019 и сам ушел из жизни…

К биографии Павла Максимовича необходимо добавить, что и после выхода на пенсию после увольнения из Автоколонны №1801 неугомонный ветеран еще в течение 10 лет работал водителем на военном продовольственном складе, расположенном на улице Элеваторной. Общий трудовой стаж ветерана, судя по записям в трудовой книжке – более 50 лет, не считая срока службы в Красной Армии и работы в колхозе.

Славный трудовой путь прошли Павел Максимович и Варвара Захаровна Петриченко. Павел Максимович на грузовой машине без единой аварии объехал весь Советский Союз. За свой многолетний труд он получил множество поощрений и наград, о чем свидетельствуют 56 записей в его трудовой книжке. Вот такой трудовой вклад семья Петриченко внесла в становление и развитие города Черняховска и Калининградской области.

Ваша реклама