gototop
Баннер

gototop
kirha unichtozhennaya v 1975 godu bf775Буквально на днях стало известно, что Черняховск в числе шести муниципалитетов получит региональную субсидию для создания в городе условий для отдыха и рекреации.

Причем среди шести муниципалитетов нашему городу выделяется самая весомая субсидия в размере 11 с половиной миллионов рублей.

И это, безусловно и безоговорочно, новость хорошая. На эти деньги в рамках проекта «TwoPack» (туалет плюс парковка) на площадке перед спуском к «Горбатому» мосту будет оборудована общественная территория под парковку туристических автобусов. Там же появятся и общественный туалет для туристов, и так называемые малые архитектурные формы – информационные стенды, торговый модуль, навес со столиками, скамейки, урны, будет оборудована смотровая площадка на реку Анграпа, установлены велопарковки с деревянным навесом, а также будет проведено озеленение прилегающей территории. Но перед тем, как все это появится, на небольшой в общем-то площадке планируется подготовить территорию под строительство всей этой красоты – провести земельные работы, подвести коммуникации, проложить тротуары, установить ограждения, провести озеленение и освещение территории. В общем, как ни крути, а красота! Особенно учитывая то обстоятельство, что сегодня эта территория имеет весьма задрипанный вид.

И вот все бы хорошо – и парковка, и общественный туалет (которых в городе, ох, как не хватает) в том числе и для маломобильных граждан, и малые архитектурные формы, ели бы не одно «НО», о котором почему-то все забыли. А мы помним и расскажем вам о нем.

Но для начала процитируем информацию для туристов, размещенную на стенде как раз возле арки у спуска к «Горбатому» мосту. Что-то подсказывает, что не все ее читали:

 «Арочный пешеходный железобетонный мост через Анграпу (нем.Ангерапп), который в народе еще называют «Горбатым» (попросту «Горбатиком») либо благозвучно и романтично – «Радужным», построен, вместе с ведущей к нему лестницей и декоративной стеной со стрельчатыми арками, в 1927 году фирмой Блюдау по проекту архитектора Вальтера Браша. Новый мост, лестница и стена с арками составили некое целое с возвышавшейся над ними лютеранской церковью (не сохранилась) – старым символом города. Церковь носила имя основателя немецкого протестантизма Мартина Лютера. Ее величественное здание было возведено стараниями одного из первых бургомистров города Мертина Шиммельпфеннига в 1610-1612 годах на месте прежнего фахверкового, построенного около 1530 года. Самых именитых граждан хоронили в крипте Лютеровой церкви. Здесь же в 1617 году, как свидетельствовала надпись на каменной плите, был похоронен сам Шиммельпфенниг. Благодаря щедрости состоятельных инстербуржцев церковь обрела ценное убранство: богато украшенные резьбой кафедру и алтарь, фигуры апостолов искусной работы, прекрасный орган и другое. Красочную потолочную роспись создал художник Михаэль Цайгерман. В 1646 году на башне появились первые в городе часы, в 1776 году над ней водружен флюгер в виде прусского орла, в 1832 году башня перестроена в стиле немецкой готики, в 1912 году по старинным чертежам восстановлен ее ренессансный облик»…

95acf3b6d3a16554c34336d6774373f2 faf3bИз этой информации можно точно понять, что когда-то территория будущей парковки с туалетом и малыми архитектурными формами была церковной землей, на которой хоронили как бургомистров Инстербурга, так и его самых именитых граждан. Об этом говорило и множество эпитафий, вмурованных в стены снесенной в 1977 году лютеранской кирхи. В 2010 году было предложено на вышеназванной площадке построить некий неоготический объект-напоминание, мемориум. Однако против этого проекта воспротивилась Служба охраны памятников. Тогдашний ее руководитель так и завил, мол, территория эта – археологический памятник, а фундаменты и склепы ждут своего исследователя, обещая много открытий.

Так что же случилось сегодня? Территория больше не является археологическим памятником? Или парковка с туалетом на могилах – это нормальное явление?

Ворчание по поводу германизации мы в данном случае никак не принимаем. Потому что, во-первых, история нашего города началась не в 1945 году, а на несколько веков раньше. И история у города не просто интересная, но и величественная, и таинственная, и загадочная. А, во-вторых, странно еще и то, что нынешний градоначальник все это понимает и относится к истории города, в котором мы живем, с большим почтением и уважением. Но как это уважение и почтение соотносится с тем, что нынешним летом будет происходить на площадке возле «Горбатого» моста?

Но тут мы снова вернемся к началу публикации, чтобы вновь повторить – проект, на который регион выделяет деньги Черняховску, весьма своевременный и хороший. Да и общественные туалеты городу нужны, как воздух. Так что же делать, как совместить историю места и потребности туристов? Да очень просто. И об этом в своем письме на имя черняховского градоначальника Сергея Булычева рассказывает Дмитрий Сухин – человек, который всей душой любит наш город и как никто знает его историю. Волею судьбы текст письма Дмитрия Сухина имеется в нашей редакции. И мы с удовольствием ознакомим с ним наших читателей.

«Уважаемый Сергей Васильевич, разрешите поздравить вас с выигрышем городом средств на создание оборудованной стоянки для туристических автобусов. Она Черняховску давно уже необходима. Надеюсь, при подготовке было собрано необходимое технико-экономическое обоснование? Не хотелось бы, чтобы этот проект в претворении своем столкнулся с преградами юридического, да и морального порядка. Основной такой преградой видится расположение въездного и выездного проездов, стендов, скамеек с урнами и остановочного кармана непосредственно на месте снесенной в 1977 году главной городской церкви. Служба охраны памятников заявляла в 2010 году, что ее фундаменты и склепы ждут своего исследования и обещают много открытий. На территории подобного археологического памятника, продолжала служба, никакое капитальное строительство – а проезды и стоянки им бесспорно являются – принципиально невозможно. Не говоря уже о том, чем обычно у нас становятся остановки, их павильоны и урны – а тут они на могилах!

Совершенно незначительными переменами в опубликованном проекте – переносом проездов и стоянок на дальнюю сторону участка, ныне в проекте почти не используемую, можно было бы отрицательные стороны проекта превратить в положительные. И не сажать в неф елочки, а превратить раскоп в своеобразную витрину, встречающую гостей города сразу при выходе из машин. О градостроительной роли такого сооружения вам направлялось письмо еще в мае 2019 года. Вам, может быть, знаком аналог, музей археологии Москвы на Манежной площади между гостиницей «Москва» и бывшим музеем Ленина. Будем рады ответить на возникающие у Вас вопросы.

От имени рабочей группы 2019 года, искренне ваш, Дмитрий Сухин, руководитель благотворительного общества «Округа Камсвикус».

Текст E.Z.

Ваша реклама