gototop
Баннер

gototop
6rs8dO9vXss e0057В прошедшую субботу, 4 сентября, в Городском театре состоялось открытие долгожданной выставки, автором которой является наш земляк, историк, краевед, писатель, поэт… Из перечисленного нетрудно догадаться, что речь идет об Игоре Васильевиче Ерофееве.

Почему выставка долгожданная? Потому что речь о ней шла уже очень давно. Если память не изменяет, то почти год, как Игорь Ерофеев поделился планами об этой выставке с автором этих строк. Но страшный COVID сотворил пандемию, а та в свою очередь вызвала к жизни пандемийно-ковидовские ограничения. И открытие выставки переносили несколько раз. Но терпение человеческое сильнее всех пандемий и ограничений – открытие все-таки состоялось. Увы, я не смог на него попасть. Но дружеские отношения с автором – Игорем Ерофеевым, открыли для меня двери выставки на следующий день. Игорь Васильевич любезно согласился провести для меня и моих коллег, кои также изъявили желание познакомиться с его коллекцией, экскурсию. К нашему вящему удовольствию, он пришел вместе с супругой Галиной Каштановой-Ерофеевой, так что экскурсия получилась содержательной и занимательной. На сим вступление закончу и приступаю к основной теме.

Полное название выставки: «Выставка одной марки. «Сказка и жизнь Э.Т.А. Гофмана». Уже одно имя писателя, подарившего миру такие шедевры, как «Щелкунчик и Мышиный король», «Житейские воззрения кота Мурра», «Эликсиры сатаны», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Песочный Человек», должно вызвать интерес. Кстати, перечислена только малая часть нетленных творений писателя, наиболее известных широкому кругу читателей. Романтизм Эрнста Теодора Амадея Гофмана уникален, ибо в него тесно вплетен и готизм, а разделить эти два литературных понятия или, если угодно, течения, в творчестве немецкого романтика практически невозможно.

Мало кто знает, что настоящее имя писателя Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Из преклонения перед Моцартом, он в 1805 году сменил имя Вильгельм на Амадей. Любопытно, но свои заметки о музыке писатель публиковал под именем Иоганн Крайслер.

Как признается Игорь Ерофеев, идея собрать выставку коллекционного материала, стержнем которой стало бы имя известного немецкого писателя, возникла у него совсем недавно – в ходе работы над конкурсными материалами VI Международного литературного конкурса-фестиваля «Русский Гофман», в котором он выступает в роли одного из организаторов и членов конкурсной комиссии. Об этом фестивале мы уже рассказывали. И если у кого-то возникнет желание ознакомиться с этими материалами, можно воспользоваться нашей страничкой в Интернете. Кстати, скажем вам по секрету: то, что финал этого фестиваля, география участников которого – весь мир, проходит в нашем Черняховске - тоже заслуга Игоря Ерофеева.

Катализатором создания выставки, или, лучше сказать – ее творения, стала одна из конкурсных работ упомянутого фестиваля, ставшая лучшей в своей номинации: «Гофмановские мотивы в мировой филателии». Ее автор – житель подмосковного Дедовска Евгений Обухов.

Игорь Ерофеев считает себя многофункциональным коллекционером, как он сам говорит: «Коллекционером всякой всячины». Выставка «История одной марки», представленная на десяти планшетах, тому подтверждение. На ней представлены такие виды коллекционирования, как сигиллатия (почтовые конверты), филокартия (художественные открытки) и бонистика (бумажные деньги, векселя и денежные суррогаты). Кстати, коллекционирование выделено в отдельное направление исторической науки – вспомогательные исторические дисциплины, к которым также относится изучение берестяных грамот, геральдика и многое другое.

Началось все с одной марки. Марки, выпущенной в Западном Берлине 18 мая 1972 года. Она была приурочена к 150-летию писателя. На ней единственное подтвержденное изображение Гофмана – карандашный рисунок, сделанный при его жизни летом 1812 года художником Вильгельмом Гензелем. Именно этой маркой и открывается планшетный ряд черняховской выставки. И на каждом планшете эпизоды жизни писателя или мгновения истории, которые в той или иной мере носят на себе отпечаток творчества Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Посетителям представлен не только уникальный коллекционный материал, но и информация о нем или о том, чему он посвящен, что на нем изображено. Художественные открытки разных эпох, конверты «первого дня» – специальные немаркированные конверты, с наклеенными на них почтовыми марками, погашенными в первый день их выпуска. Это специальные издания, которые предназначены только для коллекционеров. Почтовые марки, причем не только единичные экземпляры, но серии и блоки. Кроме того, денежные суррогаты – так называемые нотгельды: деньги чрезвычайных обстоятельств, выпускавшиеся в Веймарской республике и Австрии. Их выпуск был обусловлен гиперинфляцией (она хорошо описана в романе Ремарка «Черный обелиск»). Хорошо известны десять нотгельдов Инстербурга. На выставке Игоря Ерофеева представлены пять основных – с видами городской панорамы, замка и гербов.

Особенность гофмановского фантастического романтизма в единении человеческого и надчеловеческого миров. В его произведениях они одновременно существующие стороны одной и той же жизни. Особенно ярко это показано в повести «Золотой горшок». Кстати, в бессмертном произведении уже нашего писателя Михаила Булгакова можно встретить ряд отсылок к упомянутой повести Гофмана.

К творчеству Гофмана обращались композиторы, писатели и поэты. Его влияние на мировое искусство сложно оценить. Пушкин, Гоголь, Достоевский (к слову, последний перечитал все его произведения не только в русском переводе, но и на оригинальном языке). А Белинский назвал Гофмана «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира».

Если вам интересно, какое отношение имеют к Гофману такие экзотические страны, как Сьерра-Леоне или Занзибар, а также наше все Александр Пушкин или современная Республика Беларусь, спешите на выставку, там вы найдете ответы на эти странные вопросы. Как уже упоминалось выше, к каждому экспонату есть аннотация. А вот то, что «одномарочная» выставка «распухла» и стала не только интересной, но и познавательной, целиком и полностью заслуга Галины Каштановой-Ерофеевой. Она разработала дизайн, она выполнила редактирование сопроводительных текстов. Первые пять планшетов отражают биографию и географию творческой деятельности писателя. Вторая половина выставки посвящена наследию и влиянию творчества Гофмана на искусство.

Отмечу, что выставка «История одной марки. Сказки и жизнь Э.Т.А. Гофмана» лишь первая часть масштабного выставочного проекта, задуманного Игорем Ерофеевым. Общее название его: «История и люди старого города». Вторая часть, которая откроется предположительно в ноябре, будет посвящена известным людям, оставившим заметный след в истории нашего города.

Текст и фото Сергей НЕДОСЕКИН

Ваша реклама