gototop
Баннер

gototop
DSC 0048 f3f30Как-то в конце августа друзья предложили прокатиться в маленький, но очень симпатичный и уютный городок, расположенный к юго-западу от Черняховска – в город Железнодорожный.

Собственно, это даже не город – вот уже несколько лет, как он утратил городской статус и превратился в поселок городского типа. Что, собственно, не удивительно, учитывая, что в нем проживает немногим более двух с половиной тысяч населения. Я согласился на это путешествие по нескольким причинам. Одна из них – посмотреть, как отреставрировали фасады в этом городе на 150 миллионов рублей, выделенных Железнодорожному «молодым и перспективным» губернатором региона Антоном Алихановым.

Погода в тот день была пасмурной. Но так как и местные метеорологи-астрологи, и более точные в своих предсказаниях соседи братья-славяне – поляки, выдавали дождь на вторую половину дня, то мы вполне успевали полюбоваться красотами архитектуры и окрестными пейзажами.

DSC 0035 d62ebНачиная от поворота на Садовое-Чайковское-Мозырь, виды за окном автомобиля несколько изменились. Поля и леса стали какими-то иными. Это обстоятельство сложно объяснить. Но в них чувствовалась какая-то нездешняя сказочная сила. Пытаясь проникнуть взором сквозь мрачный сумрак деревьев, я думал о том, кто скрывается в чаще тех дремучих лесов, в глубине которых можно неожиданно наткнуться на тропинку, мощенную булыжником. Или выйти на поляну, в центре которой торчат каменные столбы, словно зубы лесного великана – обитателя скандинавских сказок. Я бывал в тех лесах и заметил, что деревья в них молчаливые – они не шепчут что-то листвой случайному путнику. И если ты забрел туда в поисках грибов, то тебе хочется быстрее покинуть тот таинственный лес.

Железнодорожный не появляется – он буквально выпрыгивает на путешественников из-за поворота. Но прыжок получается осторожным. Это если ехать со стороны нашего Черняховска. Дорога выныривает из леса и ведет вас через поля к нескольким маленьким домишкам. И тут у обочины появляется дорожный знак, извещающий, что вы уже прибыли в Железнодорожный. Где-то на вершине высокого холма, укрытая деревьями от нескромных взоров, спряталась православная церковь – храм святых Петра и Павла. Ее построили чуть более десяти лет назад. DSC 0043 08483А внизу, почти у ее подножия, руины водяной мельницы. Кстати, тоже не понятно, почему ее везде именуют водяной, ведь на ней сохранилась немецкая надпись, которая в переводе означает: замковая мельница. И построена она была всего-навсего в 1909 году. Между прочим, устойчивое мнение о том, что Железнодорожный является кусочком средневековья, не что иное, как миф. Первая мировая война сильно прошлась по немецкому, а если точнее, то восточно-прусскому Гердауэну. Многое в городе пришлось не то что ремонтировать, а отстраивать заново. Так что весь его средневековый центр имеет от роду чуть более ста лет.

Однако продолжим. Я давно не бывал в Железнодорожном, поэтому «штурман» из меня так себе. Да и гаджет оказался не на высоте. Тогда мы просто решили спросить местных жителей, где можно припарковать машину и посмотреть на православный храм. Поиски местных затянулись. К кому бы из встречных мы ни обратились, они были, увы, такие же праздношатающиеся гости поселка. Наконец, нам повезло, или, наоборот, не повезло, так как мы все же узнали, что парковки у храма нет, и нам надо пешком добраться до вершины холма. Знакомство с иконостасом храма святых Петра и Павла было тут же отложено на неопределенный срок.

DSC 0049 146beОколо руин упомянутой выше мельницы мы увидели информационный щит и группу людей. Судя по тому, как народ внимательно изучал щит, стало ясно – туристы. Но и там тормозить мы не стали – руин и у нас с лихвой хватает, нас интересовал «парадный фасад» Железнодорожного. Как никак, а хотелось сравнить с нашим – черняховским «фасадом». Машину припарковали чуть выше Озерной набережной и отправились изучать городские красоты.

Центральная площадь городка, как и все площади малых городков нашей области, была одета в булыжник. В центре – сквер, а в конце его взирает на отреставрированный центр «золотой» вождь мирового пролетариата. Если посмотреть чуть в сторону, то между домами открывается вид на поля. Причем поля убегают от города под гору, а потом взбегают к небу. Ощущение, что городок не стоит на земле, а парит над ней. И тут, словно по волшебству, накатывает волна умиротворения – уют, неспешность, тишина… В общем все, чем обладают подобные городки, окутывает тебя. И уже не хочется оттуда уезжать.

Центральная часть Железнодорожного изменилась до неузнаваемости. Старые домики преобразились. К ним вернулась сказочность. Особенно поразили двери – массивные, с DSC 0071 72673некоторой претензией на резьбу и аутентичность. Фасады где-то с лепниной, а где-то просто расписные, и ставни – деревянные, старинные. Улочка, что ведет к развалинам кирхи, заново замощена ровными кубиками гранита. Сказка. Правда в конце сказка становится былью – перед руинами она сбегает вниз, в сторону озера, и уже без мостовой, зато с руслом после ливневых потоков. Туристов там гуляет много. Местных жителей встретить сложнее. Даже в магазине продавщица на мой вопрос: «Как вам эти преобразования?», ответила: «Это к местным, а не ко мне. Я тут только работаю». Вот те раз! Впрочем, удивляться нечему – работы нет, нет и населения.

Когда-то при немцах Гердауэн был процветающим городком. Затем он стал советским городом Железнодорожный. После войны развитие продолжалось: кирпичный завод, хлебозавод, молокозавод, пивзавод или, как сейчас говорят, пивоварня. Пивзаводом славился еще Гердауэн. Между прочим, есть слух, правдив он или нет, не берусь судить, но некоторые старожилы области утверждают, что все истинная правда. Так, вот – главный технолог немецкой пивоварни не уехал после войны в Германию, а остался учить советских работяг премудростям пивоварения. И преуспел в этом. Пиво из Железнодорожного славилось по всей области и даже за ее пределами. Когда в черняховские магазины или забегаловки завозили пиво, наши любители пенного напитка перво-наперво спрашивали – откуда? Если из Советска, то кривились, а если из Железнодорожного, то начинали облизываться заранее. Поговаривают, что качество пива на Железнодорожном пивзаводе отслеживали все рабочие, даже грузчики, оттого и славилось оно.

На уже упомянутой мощеной улочке я увидел группу девушек с фотокамерами в руках и одну в воздушном белом платье. Последняя кривлялась (в хорошем смысле) – корчила рожицы остальным и принимала шаблонные позы. Ну, это мне знакомо – фотоклуб проводит фотосессию. Причем, явно не местный. И тут я вдруг понял, что Железнодорожный – это заповедник! В него приезжают из более благополучных мест, чтобы взглянуть на сияющие новыми красками вольеры, в которых живут оставшиеся аборигены, вынужденные искать работу на стороне.

Практически все туристы имели за спиной рюкзачки, в которых были сложены бутерброды, печеньки и термосы с кофе или чаем. Мало кого из них интересовала парочка кафешек – одна у мельницы, вторая, новенькая, в центре. Максимум, что мы внесли в бюджет города – 20 рублей, такова стоимость общественного туалета. Бродя по отреставрированному центру, я поймал себя на мысли, что где-то видел подобное. Ну, точно – все это мне напомнило улочки польских Фромборка, Ольштына, Эльблонга, Гданьска. Только с той разницей, что у них есть для туристов достопримечательности. Например, во Фромборке весь туризм строится вокруг Николая Коперника. В Мальборке регулярно в замке (подчеркиваю – в замке, а не на руинах) проходят фестивали средневековья. Туристы там остаются ночевать в гостиницах и едят в кафе. А что мы можем предложить туристам? В Железнодорожном и у нас, в Черняховске? Отремонтированные фасады и парочку благоустроенных улиц? Вряд ли это зрелище принесет доход в бюджет.

Может, надо было начинать с другого, пусть не столь заметного, но более действенного – создания рабочих мест, привлечения инвесторов. Для начала возродить в Железнодорожном пивзавод и тут же распиарить его. Можно даже приврать для красного словца, «борзописцы» бы нашлись. Впрочем, это лишь мои мысли – где я и где правительство? Но! Уважаемые читатели, все не так плохо, отнюдь! Конечно, в маленьком Железнодорожном стало очень красиво, даже сказочно красиво. И если вы устали от городского шума и суеты, то поезжайте в этот городок-поселок. Он снимет любой стресс. Там, действительно, хорошо и уютно. Негативные же впечатления – это лишь мои мысли в ответ на заявления о развитии туризма, по сути являющемся обычной профанацией…

Текст и фото Сергей НЕДОСЕКИН        

Ваша реклама