gototop
Баннер

gototop
t 05fbfНынешний материал можно смело назвать «ниочёмным». Во всяком случае, применимо к газетному жанру. Нет, тема у него есть, и тема мне если не сказать близкая, то уж находящаяся в сфере моих интересов точно. Театр. Вот так вот просто, безо всяких предисловий, удивитесь вы? Не спешите, уважаемые читатели, ну куда же без предисловия? Собственно, весь этот материал и есть одно большое предисловие. В общем, я решил отступить пока от «природных» текстов, от птичек, букашек, цветочков и прочих представителей флоры и фауны, и посвятить некоторое время искусству и театральной богеме.

В последнее время я стал чаще смотреть на звезды. Есть у меня такая возможность бросать взор на бездну, что «открылась звезд полна, коим числа нет, а бездне дна», как писал Михайло Ломоносов. Откровенно говоря, под алмазный блеск далеких светил в моей голове всплывали строки другого поэта – Иннокентия Анненского. Не могу не воспроизвести их:




Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье   тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

b 129adНевероятно красивые строки. И если смотреть на звезды, повторяя их, а натура у тебя творческая (во всяком случае, я надеюсь, что у меня она такая), в голове начинают рождаться интересные идеи, проекты, замыслы… К сожалению, не все они доживают до стадии реализации, большинство из них, вспыхнув, как сверхновая звезда, со временем тухнут, опадают, превращаясь, в лучшем случае, в тусклого карлика. Так получилось, что для идеи (или проекта, или цикла зарисовок – тут уж кому как нравится) о театре у меня сошлись две составляющих. Первое – это тетрадка с рукописными текстами Юрия Гаврилова (мы публиковали его замечательный рассказ в прошлом номере нашей газеты). Кроме стихов и прозы там были и эпиграммы, посвященные его коллегам по театральному цеху (Юрий долгое время состоял в труппе народного театра «Радуга» и был, по словам нынешнего руководителя театра Надежды Скрипченко, безусловно, одним из талантливых его актеров). Но речь сегодня пока не о Юрии, хотя, думаю, что и о нем мы потом поговорим. Сегодня о черняховском театре «Радуга».

Угольно-черное небо с серебряными гвоздиками звезд над головой, издалека доносится негромкий шум засыпающего города, над которым сияет электрическое зарево. Тявкает лиса, из ночного мрака, окутавшего подлесок, доносится голос одинокой совы. Легкие порывы ветра b2 25a75рвут и бросают на землю золотой убор с березок. Листочки, мелькнув желтизной в свете одинокого фонаря, тут же чернеют, влетая во тьму, и уже темными пятнами с тихим шорохом падают на землю… «Чего ради я согласился на роль в пьесе»? – вдруг мелькнула у меня мысль. Это было продолжение. Начало этим мыслям было положено еще днем. Когда-то в благословенные доковидные времена я имел неосторожность обмолвиться в присутствии руководителя народного театра «Радуга» Надежды Скрипченко о том, что где-то в душе хотел бы попробовать себя в роли актера. Это было весьма неосторожно с моей стороны. Надежда Александровна запомнила мои слова и спустя полгода (а может, и поболее) она мне позвонила и предложила (я бы даже сказал – приговорила) сыграть в пьесе Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». И я согласился. Потом по техническим причинам от постановки отказались, а я получил задание изучать пьесу Сомерсета Моэма «Верная жена», в которой для меня Надежда Скрипченко тоже предусмотрела роль. Но вновь все застопорилось. И я уже забыл о театре. Точнее, о желании сыграть на сцене. Грянул гром в виде китайского дракона по имени Ковид. Я перешагнул на новую ступень, которую назвал для себя природной. Но о театре не забывал. Чем живет наш народный театр «Радуга», я краем уха постоянно слышал. Это не удивительно, ведь в актерской труппе у меня много друзей. Когда в нынешнем году на День города Надежде m c04cbСкрипченко было присвоено звание «Почетный гражданин» я искренне был рад. Это было заслужено. Она очень непростой человек – мягкий и в то же время очень жесткий. Но что самое главное – она типичный представитель творческой интеллигенции. С нее можно писать образец – именно таким должен быть интеллигент...

Итак, мой герой в пьесе Сомерсета Моэма мне совершенно не понравился. Кроме того, пьеса названа автором комедией, а я в ней ничего смешного не нашел. «Может, отказаться? - подумал я. - Зачем себя мучать, пыхтеть, пытаться изобразить человека, совершено не похожего на тебя?». Причем, стоит отметить – ни внешне, ни психологически.

Я вновь взглянул на звезды. «И если мне сомненье тяжело…», - прошептали мне они. Это даже интересно – попытаться сбросить с себя все свое и пустить в душу кого-то чужого. Попробовать прожить кусочек чужой жизни – не твоей, тебе не понятной и не принимаемой тобой… Звезды вспыхнули ярче. Это уже было не то, свойственное многим моим коллегам, желание взглянуть на что-то изнутри, а потом рассказать читателям с использованием всей эмоциональной гаммы. Это было другое. Не знаю, наверное, желание что-то изменить в себе, если уж по-иному не получается. А небо и звезды продолжали мне нашептывать: «Давай, не тормози. Развивай тему! У тебя все получится!». Я вспомнил эпиграммы Юрия Гаврилова и… в голове яркой кометой промелькнула мысль – рассказать читателям о нашем театре, о его актерах – нынешних и бывших, сверкавших на сцене и скромно играющих свое «Кушать подано». Я уже делал циклы, так почему бы не создать театральный цикл? В нынешних условиях, когда кругом препоны и запреты, людям остается телевизор (я не беру в расчет интернет – это другая специфика), а «голубой экран» предлагает низкопробный камедиклабовский юмор и ментовские сериалы с натянутым сюжетом и декорациями из параллельной вселенной. Нет, конечно, не все так плохо – некоторые телеканалы иногда доставляют нам удовольствие и показывают фильмы, снятые в советское время. Театр же, в частности, наш, черняховский народный театр «Радуга», по сей день остается тем островком, где настоящий зритель, может получить истинное удовольствие. И любопытно то, что мы, черняховцы, в отличие от гостей, испытываем совершенное иные чувства при просмотре постановок нашего театра. Ведь на сцене задействованы наши земляки, для кого-то даже друзья или родственники.

Из-за темного гребня леса медленно выползала полная луна. Ее диск был неправдоподобно огромен. Даже я со своим плохим зрением мог разглядеть на нем пятна лунных морей. Окрестности залило призрачным светом и почему-то настала тишина. Даже город умолк. В голове мелькали обрывки летописей, старые фотографии, увиденные мной лишь на мгновение. Послевоенный город лежал в руинах. Первые переселенцы, прибывшие осваивать новую землю, которая станет для них впоследствии новой Родиной, не только строили заводы и фабрики, ремонтировали дома и дороги, некоторые из них еще и играли в театральных постановках, даря своим друзьям возможность посмотреть другую жизнь. Увидеть своими глазами сказочный мир гоголевских хуторов, подвиги героев-коммунистов, увидеть вождя мирового пролетариата не на портрете, а «в живую». И пусть его играл актер, но они верили, что это настоящий Ленин. Театральное искусство в Черняховске началось практически сразу с момента рождения самого Черняховска. Народный театр «Радуга» был основан в 1947 году. И хотя тогда он не имел постоянной прописки, его труппа жила полной жизнью. Между прочим, наш город может похвастаться тем, что в нем было целых два театра, каждый со своей труппой: «Гражданин» и «Радуга». О первом я пока умолчу, но, думаю, что и для него найдется место на наших страницах. А вот о втором я постараюсь рассказать подробнее.

Народный – это не просто прилагательное, это звание, которое надо заслужить. Звание «народный» театр «Радуга» получил в далеком 1966 году. И свои театральные сезоны «Радуга» считает с момента присвоения ему этого почетного звания. Ныне идет уже пятьдесят шестой театральный сезон.

Зрители успели оценить новую постановку – спектакль по пьесе Островского и Невежина. К сожалению, по техническим причинам они не смогли вновь насладиться игрой актеров народного театра «Радуга», и недавно объявленный спектакль был отменен. Теперь вновь вмешались всевозможные запреты, вызванные ковидом, и когда труппа вновь выйдет на сцену - пока неизвестно. И, тем не менее, режиссер театра Надежда Скрипченко раздала всем «домашнее задание», а мы (как ни странно мне это писать, но так уж получилось) будем усиленно вживаться в роли на дому. Ну а я постараюсь за время изоляции ввести наших читателей в удивительный мир театра, где термин лицемерие принимает совершенно иное – положительное значение.

В общем, ночные бдения и размышления под звездным небом подвигли меня на новый, наверное, можно так сказать, творческий проект. Что ж, со вступлением покончено. Надеюсь, что оно вас не сильно утомило и не отбило желание прочитать и продолжение. О ком или о чем оно будет, откровенно говоря, я и сам пока не знаю. Одно могу обещать вам точно – я буду стараться, чтобы было интересно.

Текст и фото Сергей НЕДОСЕКИН

Ваша реклама