gototop
Баннер

gototop
CCF01112021 00001 a2bceВ предыдущем номере нашей газеты я рассказал о дарах наших лесов, и ни слова о театре, хотя накануне вышло предисловие к публицистическому проекту «Радуга». Это я уже в перерыве решил дать ему название, что, впрочем, логично, ибо речь в нем пойдет о народном театре «Радуга», его истории, его репертуаре, его труппе и, конечно же, о его режиссере.

Итак, время на осмысление, высказанных вслух мыслей о театральном искусстве, я себе дал. Настал момент истины – погружение в закулисье, взгляд на сцену изнутри, в общем погрузиться в мир Мельпомены и Талии.

Что является сердцем, а что душой театра, сказать сложно. На мой взгляд, его сердцем и мозгом является режиссер, а душой – актерский состав. Наверное, кто-то со мной не согласится. Может, у актеров свой взгляд на это? Вероятно, многое зависит от личности режиссера, от состава труппы. Любопытный факт: говоря о театре «Радуга», сложно провести разделительную черту между душой, сердцем и мозгом. Практически невозможно. Нынешний руководитель театра Надежда Скрипченко соединила в себе все три составляющие, сумела сделать актеров и душой, и сердцем, и мозгом театра. «Радуга» - живой организм, который не просто живет, он творит, он безумствует, он смеется и плачет, заставляя своих зрителей прожить те мгновения жизни, которые оживают в игре актеров. И зритель верит всему происходящему на сцене, забывая, что актеры – наши друзья, наши родственники, соседи или просто знакомые.

Итак, сегодня мы познакомимся с Надеждой Александровной Скрипченко и узнаем от нее немного о прошлом народного театра «Радуга». И, к слову, в нынешнем году Надежде Александровне было присвоено звание Почетного гражданина нашего города. Заслуженно! В очередной раз наши искренние поздравления Надежде Александровне.

CCF01112021 00000 848e5Театр появился в Черняховске в далеком послевоенном 1947 году. Круг энтузиастов, почитателей Мельпомены, собрался тогда вокруг одного человека – Регины Гольдвер. Именно она – основатель народного театра «Радуга». Хотя в то время театр не имел ни названия, ни звания. Даже помещения своего у него не было. Труппы собирались, где придется. И в основном это был Дом офицеров. Несмотря на жизненные трудности, а они были – город надо было восстанавливать после войны. Да что там восстанавливать – его нужно было создавать заново! Должно было кануть в небытие немецкое прошлое, а на его месте вырасти советское настоящее. На смену Инстербургу пришел новый город Черняховск. Так вот, несмотря на послевоенные трудности, на временных подмостках сцены собирались люди разных профессий. Играя, они отдыхали, а отдыхая, прославляли будущее Страны Советов и прививали любовь к классике. Черняховцы с удовольствием шли на спектакли, поставленные Региной Гольдвер. И это при том, что вождь мирового пролетариата важнейшим из искусств для народа назвал кино. Актеры играли самозабвенно. Они забывали свои трудовые будни и превращались на время в своих героев. А зрители… Зрители погружались в волшебный мир, что дарят нам театральные подмостки.

Все это я узнал от нынешнего руководителя народного театра «Радуга» Надежды Скрипченко. С ней я встретился буквально на днях. Узнав о моем проекте, она его поддержала (за что ей огромное спасибо). Кстати, я даже догадываюсь почему. Надежда Александровна знает, что такое настоящее искусство. Как оно выглядит и что оно должно нести людям – подчеркиваю, должно! А то, что нынче льется с голубых экранов (давно уже переставших быть голубыми) на зрителя, это, простите, какой-то вздор, пошлость и абсолютная безвкусица, попросту говоря обыкновенный кич. Я же в своем проекте хочу рассказать своим читателям о настоящем искусстве. Именно поэтому я и нашел поддержку в лице Надежды Скрипченко.

Она родилась далеко от Балтийского моря – в солнечном Узбекистане. А через три месяца после рождения она уже была в Симферополе. А еще через два года ее семья уехала из Крыма обратно в Узбекистан. Она родилась не в семье военнослужащего, как можно было подумать, а в семье партийного функционера. Ее отца отправили восстанавливать послевоенный Крым. Вернулся же он в Узбекистан потому, что в те годы это было нормальное явление. В сталинские времена чиновники, особенно партийные (хотя тогда слова «чиновник» и «партийный» существовали только как словосочетание), надолго не задерживались на одном месте. Чтобы не привыкали, не обрастали подхалимами.

- У нас даже мебели нормальной не было, - вспоминает Надежда Александровна. – Жили на чемоданах. А когда во главе государства встал Хрущев, папа перешел с партийной работы на хозяйственную. Был директором завода – одного, потом другого. Такие, как он, в то время не могли так просто покинуть свой пост. Когда я разбирала папку отца, то увидела там много заявлений от него с просьбой освободить от занимаемой должности. И на всех стоял отказ…

Впрочем, Узбекистан надолго задержал их. Первый раз в первый класс маленькая Надя пошла в Ташкенте, а начиная со второго класса училась в школе в Фергане. По традиции я задал ей вопрос: когда, как и где проявились ее театральные таланты, да и вообще как возникла тяга к театральному искусству? Надежда Александровна, ни секунды не задумываясь, ответила, что родилась с этим и с этим живет всю жизнь. Попытка выяснить «может, от кого-то из семьи передалось?», провалилась.

- Не знаю, - ответила мне Надежда Скрипченко. – Может, кто-то и был связан с театром, но мне об этом ничего не известно.

Я грешным делом подумал, что она кокетничает. Ну, знаете, как это любят актеры. Но, взглянув ей в глаза, понял, что не прав. Передо мной сидел человек с душой театрала, живущий только театром и искусством. А глаза редко обманывают. Впрочем, по ее словам, мама была очень способной и ее брали в театральное училище, но она вышла замуж и отказалась от сценической карьеры. Так, что тут вновь встает вопрос крови.

Мы беседовали в тесной каморке на втором этаже Центра культуры и досуга. Она сплошь увешана костюмами, по углам коробки с реквизитом. За каждой вещью целая история. И я вам ее поведаю, но не сейчас, а немного позже.

…Кстати, в школе у нее было прозвище Надька-артистка. В старших классах в Фергане был учитель литературы Григорий Григорьевич. Это был невероятный театрал. Там, где он был классным руководителем, там был театр.

- И я такая пигалица-второклассница, на стульчике в первом ряду, смотрю Островского, затаив дыхание и раскрыв рот. А уже чуть позже я стала ходить за Григорием Григорьевичем и просить поставить что-нибудь и с нашим классом. Куда бы он ни шел, у него на пути стояла я.

Она добилась своего. По ее словам, практически вынудила, и Григорий Григорьевич поставил сказку «Гороховый стручок – огородный старичок», в которой маленькой Наде досталась роль крестьянки. А потом в город приехала Натэлла Александровна Кременецкая, выпускница Щукинского училища. При Доме пионеров она открыла театральную студию, ставшую для Надежды Скрипченко вровень с общеобразовательной школой. В общем, класса с шестого и до выпуска она была постоянной участницей студийной труппы. А после школы она, как и большинство выпускников, поехала поступать в институт. Дорогу Надежда давно уже для себя определила – конечно, это будет театральный институт в Ленинграде. Почему город на Неве? Да потому что у нее там были родственники: бабушка, тети. Но попытка оказалась неудачной. Ее слушал Леонид Сергеевич Вивьен, был такой знаменитый актер, режиссер и педагог.

- Приезжайте на следующий год. Мы вас еще посмотрим, - сказал он Надежде.

Она вернулась домой и сразу отправилась в областной театр. А куда еще идти человеку, у которого в душе живет театр? Однако там тоже все оказалось не просто. Руководителем областного театра Ферганы в то время был отец известного потом актера Александра Абдулова. Была там какая-то амурная история, кто-то «настучал» и дело попало на партийную комиссию, членом которой был отец Надежды. Он и сказал дочке: «Нет! В этот театр ты не пойдешь».

Собственно, ничего особенного там и не было, но актеры всегда были людьми публичными. И невзирая на отсутствие интернета и даже «желтой» прессы, их жизнь все равно становилась достоянием общественности. Слухи они такие – просачиваются. В общем, папа сказал свое твердое «нет». И несколько месяцев Надежда Александровна посвятила комсомольской работе в школе, а затем отправилась покорять столицу. Но об этом и о том, как она появилась в Черняховске, я вам расскажу через неделю…

Текст Сергей НЕДОСЕКИН

Ваша реклама