gototop
Баннер

gototop
teJ-lw0y7AI dc573О кинопробах и студенческом выборе

Мы вновь возвращаемся в черняховский театр «Радуга». В прошлом номере нашей газеты мы начали рассказ о Надежде Скрипченко. Ниже его продолжение. И сегодня отправимся вслед за Надеждой Александровной в столицу нашей Родины – город-герой Москву. Напомним, туда она отправилась покорять театральные училища...

- В «Щуку» (Щукинское театральное училище - прим. ред.) меня не взяли, а вот во МХАТе посмотрели, послушали и… дали задание, – вспоминает Надежда Александровна.

Ей предложили изменить репертуар. МХАТовская комиссия захотела увидеть в ее исполнении что-то характерное. На все про все дали два дня. Она нашла – «Крыжовник» Чехова. И, конечно же, ничего, по ее словам, не выучила.

- Там был один дядечка, который просил меня: «Ну, умори их! Умори!», - продолжает вспоминать Надежда Скрипченко.

9AfZtgbrAs4 ee92dЕе слушала Ольга Юльевна Фрид – актриса, педагог школы-студии МХАТ им. В.И.Немировича-Данченко. Посмотрев Надежду, она в задумчивости произнесла: «Что-то есть, что-то есть…».

- «Что-то есть» и… все! Результат по сути тот же – не взяли. Я тогда не знала о «Щепке» (высшее театральное училище им. М.С.Щепкина). Вот туда меня бы взяли точно. Это я говорю, уже опираясь на свой сегодняшний жизненный и профессиональный опыт. А тогда... Ну, не взяли и не взяли. И я снова поехала в Ленинград к бабушке. Приехав, взяла документы и пошла в институт культуры на театральное отделение. А куда еще? Ведь я больше ничем и не хотела заниматься, - и Надежда Александровна засмеялась.

Вообще, должен заметить, что вся беседа с ней проходила в атмосфере оптимизма и юмора. Когда мы читали пьесу, в которой Надежда Скрипченко предложила мне роль, я, как уже говорил ранее в предисловии, не нашел ничего смешного, но режиссер утверждала, что юмор в пьесе присутствует, и присутствует в немалой степени. Прошло какое-то время с того момента, и после слов Надежды Александровны и задушевной (читай, застольной) беседы со своими друзьями, а ныне коллегами по сцене, я, действительно, стал видеть в пьесе определенные нотки юмора. Вот уж действительно – волшебная сила искусства!

Но вернемся к нашей героине. В общем, с подачей документов в Ленинградский институт культуры ее попытки поступить благополучно завершились. В институт ее взяли на театральное отделение, покинуть которое она должна была с дипломом режиссера народного, любительского театра. Как не трудно догадаться, так оно и получилось. Но это потом, а пока…

Группу, в которой училась Надежда, вели замечательные преподавали – Александр Викторович Пергамент и Валентина Михайловна Рождественская. Рождественская тогда только начинала свою педагогическую деятельность, это уже потом она стала профессором театрального института (кстати, ее ученики – Вячеслав Полунин и руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова Андрей Могучий). А вот с Александром Викторовичем Пергаментом случилось несчастье – инфаркт. Но он хоть и не посещал занятия, все равно держал руку на пульсе. Тогда их группу просил отдать себе Владислав Стржельчик, но получил от Пергамента категорический отказ. В общем, так получилось, что в основном занятия вела Валентина Рождественская. К великому сожалению, выпустив группу Надежды, Александр Викторович умер…

А на третьем курсе в жизни Надежды Скрипченко произошло событие.

- Мне же надо было выскочить замуж, - со смехом рассказывала она.

Впрочем, замужество на учебе никоим образом не отразилось. После четвертого курса их группа отправилась на практику в небольшой карельский городок с трудным названием Кондопога, расположенный на берегу Онежского озера. Практиковались студенты в любительском театре при Доме культуры. Местное руководство даже хотело их туда заполучить навсегда, но Надежда Скрипченко с мужем выбрали Черняховск (об этом чуть позже).

В жизни нашей героини было много ярких эпизодов, и одним из них стало кино. Важнейшее из искусств оно для нас (как утверждал в беседе с Луначарским вождь мирового пролетариата) или нет, решать каждому из нас, но! Для театралов (и это не секрет) кино если уже не стоит на втором месте после театральных подмостков, то уж точно является иным. Там и игра другая, и сцены нет. В общем – другой мир. Но для студентов театральных училищ кино было (да и сегодня, наверное, есть) площадкой для дополнительного заработка.

- Нас довольно часто приглашали на съемочную площадку, и мы редко отказывались от таких приглашений. Во-первых – возможность заработать денег, студенты ведь по жизни живут с полупустыми карманами. А во-вторых, возможность, как говорят сегодня, «засветиться» на экране, - делится своими мыслями-воспоминаниями Надежда Скрипченко.

Первой ее пробой стал фильм «День солнца и дождя». В этой картине у Надежды был эпизод, который в итоге… вырезали. В тот день в институте был семинар, и наша героиня спросила у своих подруг, что ей, собственно, выбрать – семинар или съемку? Ответ был предсказуем: «Ты что, дурочка! Конечно, съемка!». И Надежда отправилась сниматься в кино. Потом, когда они пошли получать деньги на киностудию «Ленфильм», к ней подошел помощник режиссера и стал извиняться за то, что эпизод с ее участием вырезали. Впрочем, Надежда Александровна не расстроилась – ведь она, по ее словам, особо и не надеялась. Однако упомянутый помощник сказал ей утвердительно: «Вы можете играть!». Потом последовало приглашение на съемки картины «Степень риска» по роману Николая Амосова «Мысли и сердце». Там у нее тоже был эпизод. Утвердят, не утвердят – не известно. Были каникулы, и Надежда улетела домой, попросив подругу прислать ей телеграмму, если утвердят. Телеграмма пришла, но не было самолета, и Надежда осталась дома, а когда вернулась, зашла на студию и узнала, что ее ждали до последнего. В общем, с кино не сложилось. Жалеет ли об этом сама Надежда Александровна? Скорее, нет, чем да. Хотя на этой картине была сильная команда: Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова...

- Просто жизнь моя, скорее всего, могла бы завертеться по-иному, - просто ответила Надежда Скрипченко.

Но есть эпизод в ее жизни, связанный с кино, о котором она действительно жалеет. Как-то вечером к ней в комнату буквально влетела преподаватель Валентина Михайловна Рождественская и чуть ли не в приказном порядке сказала: «Возьми вот эти фотографии и срочно по этому адресу! Идет набор на фильм «Король Лир»! Режиссер Григорий Козинцев! Кафедра нашего института тебя рекомендовала!». Время – половина одиннадцатого вечера, Надежда берет фотографии и в сопровождении супруга отправляется, говоря современным языком, на кастинг к именитому режиссеру. Ее прочили на роль младшей дочери короля – Корделии. Козинцев посмотрел на нее и сказал: «Француженка – да! Итальянка – да! Англичанка – нет!». И роль Корделии досталась Валентине Шендриковой.

- Вот так и закончилась моя кинокарьера, - вновь смеется Надежда Скрипченко. - По окончании института мы с мужем выбрали Черняховск.

Муж у Надежды Александровны был очень талантливым управленцем. После института он распределялся руководителем Дома культуры, а Надежда режиссером. Казалось бы – Ташкент, Фергана, Крым, Карелия, Ленинград и немножко Москва, а они выбрали наш маленький городок, где-то на краю Страны Советов. Подчеркиваю – сами, добровольно! Моя семья сюда приехала не совсем добровольно – отец был военным и по замене прибыл в Черняховск из ГДР. Тут же совсем иное дело. Впрочем, хорошо известно, тогда в СССР остро стоял квартирный вопрос, который, по словам булгаковского героя, испортил людей. В Черняховске же молодым специалистам обещали квартиру.

Надежда Александровна распределялась на место Регины Гольдвер. Тогдашним руководителем отдела культуры Черняховского горисполкома была Клавдия Семеновна Восьмирко. Она залила чернилами распределение, ойкнула и сказала: «Регине Валентиновне осталось до пенсии два месяца, так что мы вас оформим пока художником». Регина Гольдвер работала до пенсии еще два года. По глубокому убеждению Надежды Александровны, и в этом тоже был промысел божий. Театр нужно знать не только по сцене, но и изнутри. Поэтому сегодня она видит, кому дать ту или иную роль, как расставить декорации, какие костюмы выбрать. В общем, знает все до мелочей. И этот опыт она накапливала, работая в паре с основательницей народного театра «Радуга» Региной Валентиновной Гольдвер. Кстати, обещанную квартиру им так и не дали, а предложили пожить временно в общежитии. В пятиэтажке на улице Ленина, дом №1 была квартира, которая и являлась общежитием отдела культуры. У Надежды Александровны с мужем там была комната, а в проходной комнатушке жили бесквартирные молодые работницы культуры…

Тогдашний директор Дома культуры Альвина Эммануиловна Климуш (ныне Иванова) ушла в декрет, и во главе ДК Черняховска поставили мужа Надежды Александровны, а еще через какое-то время из города уехала начальница отдела культуры Восьмирко, и он был назначен на ее место. Надежда Скрипченко даже как-то опешила от такого развития событий. «И что теперь? Даже не уехать никуда!», - сказала она мужу. Тот ей ответил, с определенной долей юмора, конечно: «А теперь сиди и молчи!». Еще через полтора месяца Павел Викторович Скрипченко становится вторым секретарем горкома комсомола. Так семья Скрипченко осела в Черняховске прочно и навсегда. Работала Надежда с мужем вместе. Она вошла в спектакли, как актриса и как режиссер. Надежда Александровна писала сценарии ко всем городским мероприятиям, сама ставила.

- Как я все успевала, сама не знаю, - удивляется сейчас Надежда Скрипченко.

Параллельно она еще и продолжала обучение – в Москве в лаборатории Иосифа Ефимовича Хейфица. Два раза в год она на целый месяц отправлялась на учебу в столицу. Общалась со всеми театральными бонзами, посещала репетиции прославленных мастеров – Анатолия Эфроса и Юрия Любимова. Общалась с Галиной Волчек…

Вот мы и подошли к народному театру «Радуга». Но воспоминания Надежды Александровны Скрипченко о своей работе в нем, или точнее – своей жизни в нем, мы оставим для следующего номера. Так что не прощаемся. До встречи на газетно-театральных подмостках.

Текст Сергей НЕДОСЕКИН

Ваша реклама