

Вы, наверное, уже поняли, что многое из вышесказанного – не что иное, как сарказм. Да и действительно, какая уж тут комфортная среда, когда в доброй половине города нет централизованной канализации, когда во многих домах вода из крана имеет цвет крепкого черного кофе, когда на дорогах яма на яме, когда зимой они не убираются, а при сухой погоде люди на улицах задыхаются от пыли. Впрочем, перечислять черняховский «комфорт» можно долго. Однако вряд ли что-то от этого изменится. Власть наша занята другими проектами – более денежными и… находящимися в основном в поле зрения чиновников. То есть, вокруг улицы Калинина, на которой, собственно, и высится прекрасное здание черняховской администрации.
Сегодня наш путь лежит на улицы Тихую, Лесную, Летнюю, Весеннюю, Молодежную, Западную... Слышали о таких? Вот и мы до определенного времени и слыхом не слыхивали. Однако все изменилось в одну минуту, когда на прием по личным вопросам к депутату Калининградской областной Думы Дмитрию Латушкину (прошедший в начале марта в офисе местного отделения КПРФ на улице Пионерской) пришла молодая женщина, проживающая на улице Тихой. И тут стоит пояснить, что улица эта, как, впрочем, и остальные, перечисленные выше, расположены в бывшем поселке Новая Деревня, который с некоторых пор вошел в состав Черняховска. То есть, Новая Деревня стала настоящим городским микрорайоном. Хотя «настоящим» его никак не назовешь. Город сам по себе подразумевает какие-то минимальные бытовые удобства – ну там водопровод централизованный, канализацию, дороги, тротуары… Но мы-то уже знаем, что канализация – это достояние цивилизации, доступное далеко не для всех черняховцев. Так что о жителях бывшего поселка Новая Деревня даже и говорить не приходится.
Хотя с водой им, вроде бы, повезло. Правда, опять с большой оговоркой, так как центральное водоснабжение в этом новом городском микрорайоне отсутствует. О воде в домах Новой Деревни позаботились… бывшие жители Восточной Пруссии. И нет, случилось это не сейчас, а сто лет назад, или даже еще раньше.
Это сегодня поселок носит название Новая Деревня, а до 1945 года назывался он Гайтцунен. И известен он был своим гидротехническим сооружением. В 20-х годах прошлого столетия для улучшения судоходства на реке Преголе в Восточной Пруссии была принята программа строительства гидротехнических сооружений, в рамках которой в период с 1921 по 1926 годы было построено пять шлюзов (один из которых как раз и находился в Гайтцунене) и Инстербургский канал. Канал имел протяженность 4 километра, ширину 7 метров, начинался на западе Инстербурга со шлюза в районе Гайтцунен. И именно в этом месте соединялись бассейн порта и река Прегель. А заканчивался канал непосредственно в центре города, у моста через реку Анграпу.
В поселке Гайтцунен жили предусмотрительные люди, в подвале каждого дома которых были колодцы с питьевой водой, которыми они и пользовались. И вот что удивительно, колодцами до недавнего времени пользовались и жители Новой Деревни. Вернее, до тех пор, пока их подвалы из-за обветшавшей дренажной системы не стали затапливаться грунтовыми водами. Эти же грунтовые воды, помимо подвалов, стали затапливать и питьевые колодцы, а посему воду из них стало пить небезопасно для здоровья. И вот с приходом такой «оказии» каждый новоявленный горожанин из Новой Деревни стал выкручиваться, как только можно. Кто-то насосы в подвалах устанавливал для откачки грунтовых вод, кто-то рыл в своих дворах новые колодцы. Тут стоит отметить, что, по словам пришедшей на прием к депутату Калининградской областной Думы жительницы Новой Деревни, только за последние полтора года она вынуждена была сменить восемь (!!!) насосов. Ну, не выдерживает техника такого напора грунтовых вод, затапливающих ее подвал.
В Новой Деревне представителей нашей редакции уже ждали. Ирина (имя изменено), приятная женщина, во дворе у которой велись какие-то строительные работы, пригласила нас в дом. Вернее, не в дом, а в подвал. Подвал добротный, глубокий – метра три-четыре, с ведущими вниз каменными ступенями. Правда, спуститься в него мы так и не смогли. Да и никто туда спуститься не может – затоплен подвал, и воды в нем по колено. «О-о-о, это вода уже ушла, - грустно усмехнулась хозяйка. – Неделю назад она почти до верха лестницы доходила!». Мы, конечно же, поинтересовались, а что же с водопроводной водой? Ведь судя по тому, что подвал затоплен, затоплен и колодец? Так и есть, колодец затоплен. А потому Ирина вынуждена была обустраивать новый колодец на придомовой территории и тянуть от него трубы, чтобы в доме была вода. Работа затратная, хлопотная, но ничего не поделаешь – жить-то как-то надо.
Примерно такую же картину с затопленными подвалами мы увидели и в других домах Новой Деревни. Ничего нового – воды то по пояс, то по колено. Но особо интересная встреча у нас случилась с жительницей Новой Деревни – Оксаной. Очень энергичная женщина, жена офицера-полковника. Много лет они с мужем служили на Камчатке, а после выхода на пенсию приехали в облюбованную много лет назад Новую Деревню. Домик в этом поселке они купили тоже много лет назад. Сегодня от того довоенного домика остался один подвал, все остальное было ими перестроено. В подвале, как и у всех,

Следы этой траншеи можно обнаружить и по сей день – она пролегает аккурат вдоль улицы Лесной, на которой ни дорог, ни тротуаров, ни освещения, ни… единого дома. Улица много лет назад была просто обозначена, и на ней тогда еще успешно работавший завод «Техмаш» планировал строить коттеджи для своих работников. Эх, жалко, что планам не суждено было осуществиться. Ведь места там благословенные! Чистейший воздух, прекрасный чистый лес, в который по утрам приходят косули… К слову, эту идиллию нарушает лишь одна поляна, на которой местные казаки воспитывают у детей патриотизм. Нет-нет, мы не шутим. Местный курень (так вроде называется казацкое сообщество) плотно

Однако мы отвлеклись от главной проблемы Новой Деревни – разрушенной дренажной системы. А ее строить там просто необходимо. Но этим вопросом должны заняться настоящие специалисты, а не такие, которые прибыли в Новую Деревню дней десять назад. Сотрудники местной администрации, приехав на затапливающуюся грунтовыми водами городскую (!!!) улицу Тихую, походили по домам, заглянули в подвалы, полные воды, и, пожав плечами и сообщив, что сделать они ничего не могут, так как «денег нет», отправились восвояси – в теплые кабинеты местной администрации писать очередные отчеты о том, как все прекрасно в муниципалитете под названием «ЧМО КО»…
Текст и фото Елена ЗУБЧЕВСКАЯ