gototop
Баннер

gototop
1 1cd58Цигельштрассе, Шёнштрассе, Георг-Фридрихштрассе, Флоттвеллштрассе, Пульверштрассе, Вальдхаузенерштрассе, Норденбургерштрассе, Кляйнбанштрассе… Все эти улицы располагались по другую сторону от Гавенского пруда, городского парка и мельничного рва. Цигельштрассе (далее Кирпичная улица) имела древнее происхождение, тогда как соседние с ней улицы довольно молоды.

…Цигельштрассе или Кирпичная улица (ныне улица Победы) берёт своё имя от некогда находившихся там кирпичных складов. Глинистая почва в южной части города уже в ранние времена позволила наладить кирпичное производство. Преобладающая часть городских строений (в древности и сейчас) были построены из материала, добытого в местной земле. Ещё земельный указ 1583 года отмечал характер здешней почвы, упомянув, что поля около кирпичных складов содержат в себе «красную глину, а не пахотную землю», и подати с них должны взиматься как с лесных наделов. Сады и поля на Кирпичной улице, а также около Кирпичных ворот усеяны кирпичным крошевом, что объясняется находившимися тут во времена былые кирпичными складами. Это были, конечно, не такие большие предприятия с кольцевыми печами, какие мы ныне наблюдаем в Амалиенхофе (ныне 4-й пер. Победы), на городском кирпичном заводе Вольфа Хиха в Хейнехофе (находился на территории нынешнего военного аэродрома - прим.переводчика) или кирпичном заводе Хейде, а довольно примитивные производства. Ещё 60 лет тому назад такое производство существовало в Амалиенхофе и принадлежало оно господину Бюхлеру. От него сохранился маленький симпатичный кирпичный домик на поле. Также и имение Остеррохта в те времена было маленьким кирпичным заводиком, последовательно принадлежавшим Пфемферту и Брассату. Теперь бывший кирпичный склад используется в качестве конюшни.

2 e1bfbДо начала XIX века Кирпичная улица своими двумя переулками вела лишь к пруду и заканчивалась у находившихся рядом с ним Кирпичных ворот (примерно между 1-м и 2-м домами на ул.Победы - прим.переводчика). Это были одни из шести ворот, за чьи пределы, в конце концов, и вырвался город. В 1725 году, после введения акциза, этот городской район был обнесён палисадом. Когда последний сгнил, то на его месте был выкопан ров. Сегодня всё ещё существует дом привратника, за свою своеобразную форму известный в народе как «чернильница». Когда-то мостовая вела лишь до этого места. Остальная часть улицы возникла позднее – после её соединения с дорогой, ведущей к Норденбургу (поселок Крылово в Правдинском районе). Булыжную мостовую и газовое освещение она получила лишь в 1890 году.

Земельный участок №1 на Цигельштрассе в 1850 году приобрела пивоварня Фрэзе (Froese), которая незадолго до начала Первой мировой войны ещё существовала на этом месте. Далее вдоль пруда находятся участки, располагавшихся ранее на Шарфрихтерштрассе (впоследствии переименованной в Герихтштрассе, ныне ул.Дачная - прим.переводчика) кожевенных предприятий Нолде (№2) и Хёльцеля (№3). В 1891 году на участке 11/12 была основана «Немецкая Пивоварня» Бруна и Фрэзе (Bruhn & Froese). Ранее тут находился «Трактир Хейне». До сих пор около склада можно отчётливо различить место бывшего въезда. После объединения местных пивоварен в 1917 году с «Городской Пивоварней» «Немецкая Пивоварня» прекратила своё существование. В её производственных помещениях разместилась проволочная фабрика Малка и Хута, а также Восточно-Прусский колбасный заводик.

3 6f9ecДва храма – Меланктон-кирха и баптистская кирха – находятся уже за пределами Кирпичных ворот. Меланктон-кирха была построена в 1911 году и обошлась в 150000 марок, выплаченных каменщику и плотнику Остеррохту. Сам участок был приобретён за 25000 марок у коммерсанта Генриха Фрэзе. Строительство кирхи велось под руководством правительственного советника по делам строительства Лейтхольда. Внутренняя роспись была выполнена в 1928 году профессором академии художеств Пфейффером из Кёнигсберга. Башня Меланктон-кирхи достигает 50 метров в высоту. Что же касается кирхи баптистской общины, то она относится к 1897 году.

В последние два десятилетия на территории между Кирпичной улицей и Зир-штрассе появился новый район, где возникли следующие улицы: Шёнштрассе, Георг-Фридрихштрассе, Флоттвеллштрассе и Пульверштрассе. Шёнштрассе была названа в честь Гумбинненского окружного президента, ставшего впоследствии верховным президентом Восточной и Западной Пруссии, Генриха Теодора фон Шёна, сына нашей родной провинции (род. 1773, ум. 1856). Георг-Фридрихштрассе получила своё имя в честь маркграфа, которому Инстербург обязан своими городскими правами. Флоттвеллштрассе названа в память о родившемся в нашем городе 23 июля 1786 года будущем прусском министре и почётном гражданине Инстербурга фон Флоттвелле, чей отец был местным комиссаром юстиции. Пульверштрассе (Пороховая улица) названа так по той причине, что тут находился пороховой склад, располагавшийся на так называемом колумбовом лугу, где ещё несколькими годами ранее местные коммерсанты хранили свои запасы пороха. В более древние времена порох, принадлежавший армии и коммерсантам, хранился в подвалах под башней Пайнтурм замка Инстербург. Многолетние жалобы придворного председателя суда фон Хеллена (1790-1792) к королю привели к тому, что этого опасного «гостя» из замка удалили.

От построенного в 1845 году шоссе, изначально ведшего лишь до Йенихена (пос. Свобода), ответвляется дорожка, бегущая к входу в городской парк. В 150 метрах далее от улицы ответвляется вторая дорога, которая ведёт в Питеркемен (с 1938 года Питерсталь, ныне не существует - прим.переводчика). Между этими двумя дорогами, где ныне находятся здания пожарной команды и электростанция, находилась живодёрня. Из-за большой вредности для города она в 1880 году была перенесена в Йоханнисталь (ныне не существует, а ранее находилась на территории самого северного из топливохранилищ современного военного аэродрома - прим.переводчика). Здание некоторое время использовалось пожарной командой, но затем было снесено.

Несмотря на то, что в 1860 году эти две дороги оказались перерезаны Восточной железной дорогой, их связь с городом не была нарушена.

Вальдхаузенерштрассе берет своё начало от Кирпичной улицы и ведёт в направлении Вальдхаузенского леса – популярного места для загородных прогулок, и железнодорожной станции Вальдхаузен, доходя до Мельничной горы. Ещё 50 лет назад там стояли три очень высоких ветряных мельницы, замечательным образом оживлявшие городской силуэт. Впоследствии они пали жертвой современной мельничной индустрии. Одна из этих мельниц присутствует на хранящейся в музее древностей картине, изображающей город, каким он был в 1845 году.

В удивительно короткое время на продолжавшем Кирпичную улицу Норденбургском шоссе появилась новая улица - Норденбургерштрассе, которую застроили жилищно-строительные товарищества и частные домовладельцы. Район во всех отношениях прекрасно подходил для поселения. Тут уже была замощённая дорога с готовым водопроводом и канализацией, которые во время войны с большими затратами были проложены до аэродромных ангаров в Херманнсхофе (территория современного центрального КПП аэродрома - прим.переводчика). Схожая ситуация была и при строительстве связующей Амалиенхоф и район Мельничного пруда улицы Квандельштрассе (ныне ул.Гоголя - прим.переводчика). Хотя издержки на водопровод и канализацию там легли, конечно, на владельцев земельных участков. Первым общественным зданием на ней стал новый детский сад.

Окончание следует

Автор Вильгельм Обгартель

Перевод Евгений А. Стюарт, 2016

Ваша реклама