

Итак, начну с того, что в последнее время я стал замечать некое творческое затмение в собственном взгляде на окружающее. У этого затмения есть название – творческий кризис. Но кризис дело проходящее, в моём же случае была какая-то кризисная яма, в которую меня затягивало все глубже и глубже. Я перестал видеть красоту вокруг. Некоторое время назад шёл ли дождь или падал снег, было ли уныло и пасмурно, либо ярко светило солнце – во всём было нечто уникальное и, главное, красивое. Красивое до восторженной дрожи, красивое до ужаса в прямом и переносном смысле. Красоту эту до недавнего времени я видел. Но вот случилось ужасное – она исчезла, мой взгляд видел только серость и унылость. Причины называть не буду, ибо у всех они разные. Свои я понимал, но ничего не мог поделать. Нужен был какой-то толчок, что-то такое, что пробило бы серую стену обыденности, выросшую в душе, отделившую творческий мир и оставившую мне только мир бытовухи. Любопытный факт, если кризис происходит в плане написания, то в этом случае надо только пересилить себя – сесть и начать, а там уж пойдет (откуда только замысловатость мысли берется?). А вот в фотографии… Все сложно. Смотри не смотри в видок, выбирай ракурс, не выбирай – мёртво. Нет ничего…

…Она называется «Так оставленный храм – всё храм…». Это совместная выставка работ больших друзей черняховской библиотеки и нашего уютного городка Татьяны Поломодовой и Натальи Фоминой. Как и все творческие люди, работающие с фотокамерами, они, не заметив, как подошли вплотную к Мастерству, продолжают называть себя любителями. Однако их творчество говорит само за себя. Есть у нас одна общая знакомая, которая считает, что фотография удалась только тогда, когда у зрителя появляется желание ее рассматривать! Фотоработы Натальи Фоминой и Татьяны Поломодовой в полной мере обладают этим качеством - около них хочется подолгу стоять и рассматривать, мысленно переносясь внутрь фотомгновения, и дорисовывать «картинку». Как фотохудожницы, эти прекрасные дамы уникальны и неповторимы. Но представленные работы показали, что им подвластен… унисон! Все работы, на которых застыла прощальная песнь каменных стен храмов, оставленных нам ушедшими жителями Восточной Пруссии, сделаны в одном стиле. Такое впечатление, будто вектор художницам был дан свыше. Монохром всегда был одним из самых «говорящих» в фотографии, в данном же случае из черно-белого цвета проглядывает цветная многогранность пройденных человеком веков. Это невозможно объяснить, это надо даже не видеть, а почувствовать. Причем, я уверен, каждый в фотошедеврах Фоминой и Поломодовой увидит и услышит свое.
Так уж получилось, что я не был на открытии фотовыставки, но, может, оно и к лучшему, так как познакомился с фотоработами в присутствии одного из авторов – Натальи Фоминой, которая оказала мне любезность и специально приехала для встречи из Калининграда. Пока я рассматривал снимки, Наталья рассказывала о том, как и где они снимали. Впрочем, где – это понять не сложно, ведь каждая фотографии имела подпись с названием места. Фотоработы Натальи Фоминой кроме названий сопровождались небольшими стихотворными строками, написанными самим автором работ.

«Разрушен храм, и настежь двери,/ Повержен древний исполин,/ Но льется внутрь среди руин/ Свет сострадания и веры». Этим четверостишьем Наталья Фомина словно подвела итог всей фотовыставке.
Описывать каждую работу нет смысла, да и невозможно это. Ну как, скажите, передать те ощущения таинственности и сказки в некоторых работах Татьяны Поломодовой? Для меня они стали окнами в мир загадки и волшебства. Собственно, что говорить, приходите и посмотрите сами. Выставка в городской библиотеке продолжает свою работу.
И в завершение. После выставки мы с Натальей Фоминой прогулялись по городу. Собственно, времени у нас было не так уж и много, но мы успели посмотреть, как работали художники, участники фестиваля СтритАрт «Территория 39:13». Наталья много фотографировала, а я вместе с ней заново смотрел на свой любимый город. И вновь мне открывалась его красота, скрытая и одновременно выставленная напоказ в улочках, фасадах домов или велосипедах, прислоненных к заборам. Спасибо сотрудникам гостиницы «У Медведя», позволившим взглянуть на бывший керамический завод с высоты четвёртого этажа их здания. Из окон гостиницы знаменитая скульптура, украшающая верх ворот, выглядит совсем по-иному.
Мы даже успели добраться до знаменитого в городе озера Баки. Там обитает пара семей лысух. Птиц удивительных – водоплавающих, которые, пока плывут, весьма похожи на гусей, но не имеют к ним никакого отношения, ибо их ближайшие родственники – журавли. Дело в том, что Наталья Фомина – многогранный фотохудожник, и в её объектив попадают не только архитектурные композиции, она удивительно чувствует пейзаж, делает прекрасные портреты и, конечно же, анималистику. В общем, прогулка удалась. Но впереди ещё одна. Я постараюсь выполнить просьбу Натальи и проведу ее и Татьяну по Черняховску скрытому. Что это такое? Думаю, лучше будет вам это потом увидеть самим.
Текст и фото Сергей НЕДОСЕКИН