

Думаю, что виной тому частично является Жилищный кодекс РФ. Сама идея передать решение вопросов контроля содержания и ремонта жилых и нежилых помещений в доме на самих собственников, конечно, разумная. Но механизм реализации этой идеи напрочь отсутствует, а также имеется много лазеек для нечистых на руку людей, чтобы эти идеи обойти.
В ЖК РФ сказано, что высшим органом управления домом является собрание собственников, причем «вес» собственника (то есть количество его голосов) зависит от количества квадратных метров площади, принадлежащей ему, а не количества физических лиц, присутствующих на собрании.
В ТСЖ «Незабудка» (дома №№16 и 16-а по улице Ленина, построены в 50-х годах прошлого столетия) собственники - в основном пожилые люди. Многие из них разъехались, кто-то ушел в мир иной. Таким образом, много жилья в этих домах сдается в аренду. В связи с этим провести собрание с явкой «две трети» и даже 50 плюс 1 процент собственников практически невозможно. И тут стоит добавить, что зачастую собрания необходимо проводить даже по пустякам…
Управляющая компания – это коммерческая организация, посредник между собственником и организацией, предоставляющей коммунальные услуги. И, как всякий коммерсант, УК заинтересована в получении максимального дохода для себя, что зачастую идет вразрез с основной ее обязанностью – создание комфортных условий для проживания во взятом ею под управление домом. Управляющие компании в свое время возникли, как грибы после дождя, мгновенно получив лицензии на право управления. Однако множество из них не имело за душой ни материальной базы, ни квалифицированных специалистов, ни ответственности перед кем-то за свою деятельность. У них очень расплывчатые права и обязанности, чем УК и пользуются в полной мере, иногда балансируя на грани закона - «можно-нельзя». А вот чтобы какую-то из управляющих компаний лишили лицензии – об этом слышно не было.
Собственник, в свою очередь, обязан своевременно оплачивать услуги УК. Однако если они некачественные, или вообще не оказаны, то он зачастую просто ничего не может сделать, чтобы повлиять на управляющую организацию. Как показала практика, администрация муниципалитета не имеет возможности (да и желания) связываться с коммерсантами.
Одно время я был председателем ТСЖ «Незабудка». Пытался что-то сделать, и сделал. Но кроме головной боли и кучи недоброжелателей среди соседей, не приобрел ничего. Теперь в нашем ТСЖ появились, на мой взгляд, настоящие ловкачи. Одним из них стал господин С. – собственник нежилого помещения дома №16 по улице Ленина, площадью более 800 квадратных метров (что составляет одну треть голосов на общем собрании дома). Пользуясь своим монопольным правом собственника, он самовольно углубил пол в подвальном помещении, за счет чего расширил свои владения. В результате этих действий здание дало осадку, часть несущих конструкций осела, появились трещины. Слава богу, все обошлось без разрушений. В своих помещениях С. реконструировал систему отопления. Положенный в таких случаях акт скрытых работ составлен не был. Затем им был установлен индивидуальный счетчик. И хотя его помещения «запитаны» на общедомовую систему отопления, он платит за их обогрев в три раза меньше, чем остальные жильцы дома.
Есть в правлении еще одна яркая личность – госпожа П. Она является собственницей квартиры в одном из домов ТСЖ «Незабудка». П. давно в этой квартире не проживает, а сдает ее в аренду. Как, впрочем, не живет в домах ТСЖ и господин С., являющийся председателем нашего товарищества собственников жилья. И ему, и госпоже П., являющейся заместителем председателя ТСЖ, «по барабану» бытовые проблемы собственников и жителей наших домов, входящих в ТСЖ «Незабудка». И пример тому недавно организованное ими собрание, которое проходило в форме «очно-заочного голосования». Такое действо очень напоминает «виртуальные выборы» председателя нашего ТСЖ, где львиная доля голосов принадлежала главному кандидату на этот пост – господину С. Остальные голоса собирали по квартирам, причем зачастую у «мертвых душ» в прямом смысле этого слова. Но вернемся к прошедшему недавно собранию. Проблема, которую надо было решить на нем – выкорчевать все деревья в наших дворах, ликвидировать все газоны и закатать все в плитку. Но ведь наши дома стоят в самом центре города! Вокруг выхлопные газы и пыль. И эти цветы и деревья – единственный оазис, в котором могут позволить себе подышать пожилые люди. Причем всю выкорчевку и закатывание в бетон дворов предполагается оплатить деньгами с нашего спецсчета на капремонт. Но у нас есть куда потратить эти деньги с большей пользой. Например, в четырех подъездах когда-то были демонтированы батареи отопления, которые надо восстановить, прогнили стояки водоводов… На нашем спецсчете за три года должно было накопиться не менее миллиона рублей. Но кто имеет доступ к этим деньгам? Кто платит за капремонт, кто не платит – никакого учета не ведется. У меня возникают подозрения, что наши деньги просто «крутятся». Может, я, конечно, не прав. Но почему нам, собственникам, несмотря на наши требования, никто не предоставляет отчета?
Николай Коростелев,
собственник жилья в ТСЖ «Незабудка»