

«Солнечный» Федька
Долгожданный Федька родился не таким, как все малыши. Он родился… «солнечным ребенком». Именно так называют детей с синдромом Дауна. В общем-то, ничего удивительного. В нашем обществе живут «солнечные дети», и их не так уж и мало. Этот синдром, как утверждают медики – не заболевание, а набор признаков или характерных черт. Просто родились эти детки такими. Никто не виноват. Они, впрочем, могут быть вполне счастливыми, но только при нескольких условиях – если у них любящие родители, если они пользуются услугами опытных специалистов и если вокруг них добрые люди. Федьке повезло – у него есть и заботливая мама, и безмерно любящая его бабушка, да и добрых людей хватает! Сегодня Федору 28 лет, но он все еще ребенок. Впрочем, таковым он останется навсегда…
Спасение утопающих...
Кстати о бабушке, которая посвятила внуку почти три десятка лет своей жизни и даже официально оформила над ним опекунство. «Солнечным» Федькой бабушка Любовь Владимировна Столярова начала заниматься практически со дня его рождения. Многие черняховцы хорошо знают эту женщину, ее неуемную энергию и огромное доброе сердце. Первые годы жизни внука Любовь Владимировна изучала все нюансы ухода и лечения таких детей, как Федор, постигала азы воспитания «солнечных детей». Это сегодняшние родители могут с легкостью получить всю необходимую информацию, прибегнуть к помощи хороших специалистов, работающих с «солнечными детками», а в 90-годы прошлого столетия… И вот в то время Любовь Владимировна поняла, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И… создала общественную организацию с добрым названием «Любовь», в которую вошли три десятка человек – родители и опекуны детей-инвалидов, в том числе и с синдромом Дауна. Основными задачами этой организации были вполне понятные вещи – выявить в городе подобных Федору детей, чтобы научить их общаться и дружить, а также собрать вместе их родителей, которые как подозревала Любовь Владимировна, «варились в собственном котле». И вы знаете, все у нее получилось! Ну, а затем началась обычная работа подобных организаций. Писали проекты, которые получали гранты. В свою очередь гранты эти весьма успешно работали на реабилитацию детей. В общем, все складывалось как нельзя лучше. С детьми работали психологи и педагоги. Происходило все это в помещении бывшего детского сада, расположенного в переулке Советском. И стоит ли говорить, что Федька тоже с удовольствием посещал все занятия. Он на удивление быстро сдружился со своими, если так можно выразиться, товарищами по несчастью. В дни, когда у него не было возможности посещать «детский сад», он очень скучал по друзьям. Но разлука, как правило, была недолгой, и после нее он в очередной раз за руку с бабушкой бежал в гостеприимный садик.
Из садика в «школу»
Шло время, Федор вырос. Но он остался все таким же шаловливым мальчишкой. С возрастом нагрянули и новые болячки. Ухудшилось зрение, у него диагностировали инсулинозависимый сахарный диабет. Но и с этими проблемами Федор с бабушкой справлялись. С «садиком» в переулке Советском пришлось распрощаться. К сожалению, здание это до сих пор не реконструировано под детский сад (как это обещали много лет назад, выселяя из него детей-инвалидов). Но где сегодня обитают, где проводят свое время с друзьями уже подросшие обитатели бывшего детского сада? Не волнуйтесь, с ними, если так можно сказать, все хорошо. Все уже выросшие дети регулярно посещают социально-реабилитационное отделение муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения» (уж извините за длинное название, официально это учреждение называется МБУСО «Черняховский КЦСОН»). Находится отделение на улице Дачной. В общем, все как в обычной жизни – дети подросли и пошли в школу. До недавнего времени посещал любимую «школу» и выросший Федор. И вот тут пора сделать некоторое отступление.
За смородиной в Черняховск
Несколько лет назад Любови Владимировне с Федором в связи семейными обстоятельствами пришлось переехать ближе к морю – в Зеленоградск. Но и по сей день на все лето она с внуком приезжает в родной Черняховск, благо, что жить здесь есть где. Летом они получают в Черняховске временную прописку, и Федор беспрепятственно пользуется услугами социально-реабилитационного отделения КЦСОН. Еще одна причина, по которой Федор с бабушкой приезжают на лето в Черняховск – маленький садовый участок. Понятно, что кто-то удивится, мол, нашли причину. Но уж поверьте, это очень важный момент. Давайте в нем разберемся. Как уже упоминалось выше, Любовь Владимировна с рождением Федора вынуждена была бросить работу. И это несмотря на то, что почти всю свою жизнь она была на руководящих должностях. А раз работу бросила, значит, и пенсию достойную не заработала. Сейчас они с Федором живут на две пенсии – ее копейки, и Федькино государственное пособие по инвалидности. Сами понимаете – на эти гроши не зашикуешь. А больному ребенку необходимо полноценное питание и, естественно, овощи и какие-никакие фрукты-ягоды. Вот и держат они свой садовый участочек. Работают вместе, так как Федор с большим удовольствием помогает бабушке.
Колпачковая проблема
Но и без общения со своими друзьями Федор никак не может. Причем настолько не может, что после долгой разлуки с ними у него возникают проблемы со здоровьем. И это вполне понятно, ведь для него друзья – это целый мир. Мир уютный, спокойный и стабильный. А лет шесть назад «солнечному» Федьке был поставлен неутешительный (но вполне закономерный при его особенностях здоровья) диагноз – инсулинозависимый сахарный диабет I степени. В общем, без инсулиновых инъекций ему теперь никуда. Однако нынче сделать себе такой укол можно достаточно просто – на то имеются шприц-ручки. Надо только на ней правильно крутануть колесико, чтобы выставить дозировку, а потом закрыть тонюсенькую маленькую иголочку таким же маленьким колпачком. Ну, а укол Федор делает себе самостоятельно. С колесиком шприц-ручки и дозировкой Любовь Владимировна проблему решила быстро – она дает внуку с собой в «школу» (так молодые обитатели социально-реабилитационного центра называют место своего дневного пребывания) две шприц-ручки разных цветов. Почему две? Да потому, что при шестичасовом нахождении в центре Федор должен два раза сделать себе укол. А вот с колпачком, который надо после инъекции надеть на иглу, получилось сложнее. Вот, вроде бы, в чем проблема – какой-то колпачок? Но она есть! А все дело в том, что, как мы уже рассказали, зрение у Федьки не самое лучшее в мире, а потому не получается у него проделать вроде бы совершенно простую манипуляцию. И много лет в этом ему с удовольствием помогали сотрудники социально-реабилитационного отделения.
Новый директор, новый договор
Не так давно в МБУСО «КЦСОН» поменялся директор. На ответственный пост заступила милая дама с тихим голосом Наталья Александровна Демина. И начались у Федора и, соответственно, его опекуна – бабушки Любови Владимировны, проблемы. Начнем с того, что 12 июля нынешнего года у Федора закончился очередной трехгодичный договор на социальное обслуживание. Ну что же – дело обычное, и не первый раз Любовь Владимировна его продляет. И, заметьте, всегда этот процесс проходил без единой запинки. Она собирала необходимые документы: паспорт, разнообразные справки – от подтверждения опекунства до размера пенсий, а также индивидуальную программу реабилитации и заключение медицинской организации об отсутствии противопоказаний на пребывание в социально-реабилитационном отделении.
Чиновники подозревают
Все необходимые документы Любовь Владимировна и в этот раз собрала оперативно. Небольшая заминка получилась только с индивидуальной программой реабилитации Федора, потому что составляли ее специалисты из Зеленоградска (мы же помним, что именно в этом городе находится адрес постоянной регистрации Федора и его бабушки). Но и она была прислана по электронной почте в черняховский КЦСОН еще 22 июня, то есть за двадцать дней до окончания договора. Специалист по социальной работе КЦСОН, на почту которой пришел документ из Зеленоградска, почему-то увидела в нем подвох. Ну, к примеру, усомнилась в размере указанных в документе пенсий Федора и его бабушки. Вероятно, именно поэтому документ так и остался в почте и не был своевременно передан для составления договора. Но и это еще не все.
Два пути и... новая дорога
Буквально за несколько дней до окончания договора на социальное обслуживание Любовь Владимировна встретилась с директором учреждения – милой тихой женщиной Натальей Александровной Деминой. Однако милая дама на поверку оказалась совсем не милой, а вполне такой… Ну, как бы это сказать? Настоящей чиновницей (не в лучшем понимании этого слова) она оказалась. Ее, судя по всему, тоже смутил весьма невеликий размер пенсий, а еще больше ей не понравилось заключение медиков из Зеленоградска, которые утверждали, что у Федора не имеется противопоказаний для посещения его любимой «школы». Впрочем, откровенно говоря, в этом заключении, действительно, был косяк – забыл председатель врачебной комиссии поставить на документе дату. Однако все полагающиеся подписи, штампы и печати на заключении имеются. Что происходит в таком случае? Руководитель организации, в которую поступило такое заключение, для ускорения процесса составления договора связывается с медицинской организацией, а та, в свою очередь, высылает по электронной почте документ с проставленной датой. Есть и второй вариант. Руководитель организации требует от опекуна, чтобы она «метнулась ласточкой» в Зеленоградск и попросила медиков поставить дату на документ. Но, судя по всему, руководитель черняховского КЦСОН Наталья Александровна Демина нашла новую дорогу решения проблемы, благодаря которой социально-реабилитационное отделение центра благополучно избавляется от неудобного клиента и, самое главное, от его требовательного опекуна в лице Любови Владимировны Столяровой. Уж не знаем, какие слова госпожа Демина нашла для зеленоградских медиков, но на свет появляется новое заключение, согласно которому «солнечному» Федьке можно находиться в его любимой «школе» вместе с друзьями не обычные шесть часов, а всего два. В том же документе председатель врачебной комиссии почему-то даже прописал и суточное количество инъекций – вместо назначенных Федору лечащим врачом-эндокринологом восьми инъекций, всего… три.
И снова колпачок!
В личной беседе с Любовью Владимировной (по ее словам), руководитель черняховского КЦСОН заявила, что не может позволить работникам отделения проводить медицинские процедуры Федору. Мол, это запрещено законом. И никакие доводы о том, что надевание колпачка на иголку никак не является медицинской процедурой, на нее не имели никакого влияния. В телефонном разговоре с представителем редакции (а мы, естественно, созвонились с госпожой Деминой), она заявила, что «не хочет брать на себя ответственность». Вот очень странно! Особенно в свете того, что руководитель всегда берет на себя ответственность. Ну, а если он не хочет этого делать, так, может, ему присмотреть себе менее ответственную работу?
Цели и задачи
А теперь, что касается задач и целей муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания «Черняховский КЦСОН». Среди прочего значится там и такое:
- предоставление социального обслуживания в полустационарной форме, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг...
В то же время статья 20 федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», на основании которого и работает КЦСОН, гласит, что «получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии их здоровья».
Ну и напоследок выдержка из еще одного документа, касающегося целей и задач социально-реабилитационного отделения черняховского КЦСОН (она взята с официального сайта организации): «Социально-реабилитационное отделение (без стационара) создано для обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Деятельность отделения направлена на предоставление гражданам , социально-медицинских услуг
Основной задачей отделения является проведение социально-реабилитационных мероприятий с целью сохранения здоровья, активного образа жизни, продления возможностей самореализации гражданам своих жизненно важных потребностей, нормализации психологического статуса.
Хоть режьте, ничего не скажу!
Ну и напоследок. В телефонном разговоре с директором КЦСОН Натальей Деминой, случившемся 20 июля, она назначила нам встречу на утро вторника, 25 июля, пообещав, что расскажет нам о возникшей проблеме. Во всяком случае, о том, как она видит ее со своей стороны. В назначенный ею день мы были у дверей кабинета госпожи Деминой. Она нас приняла, но… разговора не получилось. Директриса сухо сообщила, что не может разглашать персональные данные Федора и его опекуна без их согласия, а потому она нам... ничего не скажет! Мы попытались объяснить, что нам совершенно не нужны никакие персональные данные. Нам надо узнать, почему «солнечному» Федору нельзя посещать «школу». Но в ответ нам было только молчание и поджатые губы директрисы.
Ну что же, как говорится, на нет и суда нет. Но согласитесь, достаточно странно назначать встречу, чтобы на ней вместо продуктивной беседы сообщить примерно следующее: «Хоть режьте меня, все равно ничего не скажу!». А, может, директрисе кто-то подсказал такую «партизанскую» тактику?
Жалобы как ласточки
А что же теперь будет с Федькой? Думаем, что с ним все будет хорошо. Не даст его никому в обиду бабушка-опекун. А для того, чтобы у внука все же была возможность такого необходимого для него общения с друзьями, она предприняла ряд действий. Жалобы на действия руководства МБУСО «КЦСОН» и управления социального обслуживания населения Черняховской администрации полетели и в профильное региональное министерство социальной политики, и в адрес уполномоченного по правам ребенка и, конечно же, в другие серьезные инстанции…
Ну а мы, конечо же, будем внимательно следить за этой нехорошей ситуацией и, конечно же, по разрешении конфликта, расскажем о результатах нашим читателям.
Текст Е.Z.